Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Отраслевая политика
07.05.2010 :: 13:46
«У Керчь-Еникальского канала должен быть один хозяин»
Виктор Бездольный, президент Ассоциации лоцманов Украины

Одним из основных итогов встречи министров транспорта Украины и РФ, прошедшей в Брянске 4 мая, стала договоренность о создании украинско-российской комиссии для совместной эксплуатации Керчь-Еникальского канала.

Кроме того, министры подписали план интеграции транспортных систем двух стран на 2010-2013 гг. В рамках этого плана в ІІ-ІІІ кварталах будут подписаны четыре базовые соглашения, и все они касаются вопросов безопасности судоходства в Керченском проливе. Из этого можно сделать вывод, что основной проблемой в Керченском проливе является низкий уровень безопасности судоходства на Керчь-Еникальском канале (КЕК).

После аварий с судами, гибели людей и последующих экологических катастроф в конце 2007 г. и начале 2008 г., в Украине и в РФ поняли, что вопросам безопасности мореплавания в Керченском проливе, и особенно в КЕК, необходимо уделять значительно больше внимания.

Обеспечение безопасности мореплавания в Керченском проливе состоит из трех составляющих:

1. Поддержка навигационных глубин и других параметров КЕК:

- на морском канале для прохода крупнотоннажных судов с предельной осадкой плавания в Азовском море;

- на рекомендованных путях и зонах движения судов (вне бровок канала) для прохода судов река-море;

2. Организация движения общего судопотока и отдельных судов за счет регулирования движения и лоцманской проводки судов на КЕК;

3. Организация спасания человеческой жизни и судов, а также ликвидация загрязнения морской среды.

Первые две составляющие имеют прямое отношение к обеспечению безопасности плавания по КЕК. Спасание людей и судов, а также ликвидация загрязнения морской среды необходимо обеспечивать по всему Керченскому проливу.

КЕК находится на балансе Керченского морского торгового порта (КМТП), как гидротехническое сооружение, и является единственным морским путем (каналом) из Черного моря в порты Азовского и Каспийского морей, а также Волго-Донского бассейна.

В настоящее время функции по обеспечению безопасности мореплавания в этом регионе возложены на две украинские организации. Ответственными за техническое состояние КЕК (глубина и ширина канала, зоны поворотов и расхождения судов) является КМТП, а отвечает за организацию движения судов (регулирование движения судов и лоцманская проводка) ГП «Дельта-лоцман».

Основным видом деятельности КМТП является обработка грузов и обслуживание судов заходящих в порт. Значительная часть судов (белее 95% от общего судопотока) следует через КЕК в украинские порты Азовского моря, а также российские, казахские и туркменские порты Азовско-Волжско-Каспийского бассейна.

По каналу следуют только крупнотоннажные суда, которые идут в украинские морские порты Мариуполь и Бердянск. Вне канала следуют в основном российские суда в порты Азовского моря, р. Дон и Волга. Из-за отсутствия оборудованных зон движения, для двухстороннего плавания судов за бровками канала, мелкосидящие суда вынуждены частично следовать по каналу, а частично по «красной» и «зеленой» бровке канала. Это создает проблемы для безопасного прохода крупных морских судов и аварийную ситуацию в месте пересечения рекомендованных путей и канала, снижает пропускную возможность канала. Такие условие плавания судов не отвечают международным требованиям.

Поддержание навигационных глубин и других технических параметров КЕК относится к вспомогательному виду деятельности КМТП, при этом, доход от канального сбора за проход транзитных судов составляет более половины общего дохода порта. При этом, в последние годы средства от канального сбора, которые предназначены для обеспечения безопасности мореплавания, шли на хозяйственные нужды порта. Капитальный ремонт и модернизация КЕК не проводились с 2000 г..

Основным видом деятельности ГП «Дельта-лоцман», как специализированного предприятия, является обеспечение безопасности мореплавания. Эти функции решаются ГП «Дельта-лоцман» в комплексе (содержание каналов, регулирование движения судов и лоцманская проводка) на Бугско-Днепровско-Лиманском и Херсонском морском каналах (БДЛК и ХМК), а также на ГСХ «Дунай - Черное море». За последние 5-7 лет предприятие увеличило навигационные глубины и другие паспортные габариты на БДЛК, а также построило (в рамках первого этапа проекта) новый канал на украинской части дельты Дуная. Кроме того, «Дельта-лоцман» имеет положительный опыт в 2004 году по вопросам внедрения системы и единых правил плавания судов и кораблей на акваториях г. Севастополь, которая позволила разрешить конфликтную ситуацию между ЧФ РФ и украинскими ВМС, по вопросу о том, кто будет осуществлять управление движением кораблей.

Здесь надо отметить, что с точки зрения здравого смысла и мирового опыта, функции администрации Керчь-Еникальского канала должна выполнять только одна компетентная организация. Такой организацией вполне может стать ГП «Дельта-лоцман». В случае передаче КЕК на баланс компетентной организации, появится возможность использовать средства по целевому назначению, в первую очередь для модернизации технических параметров этого транзитного морского канала, для увеличения пропускной способности и приведение его параметров в соответствие международным нормам. После реконструкции КЕК необходимо утвердить новые правила плавания по каналу, и тем самым, снять все претензии РФ и других эксплуатантов по безопасным условиям плавания судов по КЕК.

Напомним, что для упорядочения безопасности плавания судов в Керченском проливе 17 ноября 2007 г. (кстати, благодаря усилиям администрации ГП «Дельта-лоцман»), было подготовлено и подписано украинско-российское «Временное соглашение о порядке движения судов в Керченском проливе и по Керчь-Еникальскому каналу».

В этом документе впервые было зафиксировано согласие российской стороны, что именно украинское предприятие (ГП «Дельта-лоцман») будет выполнять функции головной компетентной организации по безопасной проводке судов в Керченском проливе. 22 ноября 2007 г. был подписан Протокол о взаимодействии российской Системы управления движения судов (СУДС-Кавказ) и украинского Центра регулирования движения судов (ЦРДС-Керчь).

При этом, в период 2008-2009 гг., руководство Минтранссвязи неоднократно проводило совещания, (в т.ч. и в рамках украинско-российской рабочей группы высшего уровня), разрабатывало положения и утверждало планы, с целью повысить безопасность мореплавания, но как говорится «а воз и ныне там». К сожалению, за эти два года, подписанные «Временные положения…» так и не стали постоянными. Плановая бездеятельность и некомпетентность некоторых ответственных лиц украинской морской администрации приводит к проблемам международного характера. К сожалению, сегодняшнее руководство Минтранссвязи оказалось заложником определенных действий предыдущего руководства транспортного ведомства.

Украина должна самостоятельно решить блок вопросов по обеспечению безопасного плавания судов по КЕК, а с российской стороной подписывать только документы о взаимодействии.

Еще раз напомним, Керчь-Еникальский канал фактически находится на балансе украинского хозяйствующего субъекта, и, именно этот субъект несет всю ответственность в сфере безопасности мореплавания. В тоже время, Комиссия, даже международная, не являясь по-сути, хозяйствующим субъектом, и не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность украинского предприятия, а также выполнять функции украинской исполнительной власти. Поэтому, тезис о совместной эксплуатации КЕК, некоей совместной комиссией, не соответствует национальному и международному праву.

Украинская сторона должна на законодательном уровне решить весь комплекс вопросов по безопасности мореплавания в этом регионе, и дать определенные полномочия исполнительным органам урегулировать все спорные вопросы, в рамках национального и международного права. В частности, необходимо создать проекты соответствующих актов:

1. Закон «Об особенностях правового режима судоходства в Керченском проливе».

2. Проект двустороннего межгосударственного договора «Об особенностях правового режима судоходства в Керченском проливе».

В практическом же плане, речь должна идти о скорейшей модернизации КЕК и закрепления всего имущественного комплекса канала за компетентным украинским субъектом хозяйствования, а так же скорейшем приведении условий плавания на КЕК к действующим международным нормам.

Что касается вопроса организации спасания человеческой жизни и судов, а также ликвидации загрязнения морской среды в Керченском проливе, то эта тема касается обоих прибрежных государств - Украины и РФ. Именно по этому вопросу необходимо создавать совместные украино-российские морские комиссии. Кстати, это также предусмотрено международными и региональными договорами в этой сфере.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}