05.08.2009 :: 16:07
Турция: третий мост через Босфор
Евгений Шевчук
Анкара озвучила планы по сооружению третьего моста над проливом Босфор. Планируется, что он примет на себя транзитные грузопотоки в обход перегруженного транспортом Стамбула. Противники проекта не преминули заявить, что строительство станет бесполезной тратой денег и уничтожит ценные природные ресурсы.
«Цель третьего моста - привести транзитные потоки, направленные с востока на запад, в регион Фракии, в Европу, без проезда по Стамбулу», - заявил министр транспорта Турции Бинали Йылдырым, в середине июля. Он добавил, что пока не намерен называть конкретное место строительства моста и новых дорог, которые должны соединить его с существующей инфраструктурой, во избежание спекуляций на рынке недвижимости. «Мы планируем открыть тендеры в сентябре», - уточнил он.
Заявление министра вызвало шквал критики со стороны оппозиционных политиков. Некоторые организации намерены обратиться с проектом моста в суд, как только объявят проведение тендеров. Эти разногласия и дебаты по поводу нового проекта демонстрируют, насколько сложным является нахождение баланса между экономическим развитием и сохранением того, что называется «характером» города.
Согласно статистике, сегодня за год по двум существующим мостам через Босфор проезжает около 140 млн. транспортных средств. Выступающие в поддержку проекта чиновники считают, что, принимая во внимание перспективы роста транспортного потока, в ближайшие десятилетия Стамбулу понадобится дополнительный мост. Он позволит увеличить транзитную способность между Азией и Европой.
По мнению их оппонентов, вместо этого следует изменить основные концепции управления движением в мегаполисе, иначе городу понадобится не один, а несколько дополнительных мостов. Учитывая современные тенденции, количество транспортных средств, ежегодно пересекающих пролив, достигнет к 2020 г. 450 млн., считает профессор Стамбульского Босфорского университета.
В своих вычислениях он использует данные за 2000 г., когда по двум существующим мостам проезжало около 130 млн. машин в год. По словам профессора, если учитывать, что один мост имеет пропускную способность в 65 млн. авто, к 2020 г. городу понадобится 7 мостов. Таким образом, строительство нового моста не поможет решению транспортных проблем Стамбула, уверен специалист.
По данным минтранса Турции, новый шестиполосный мост длиной около 1,3 км, будет сооружен к северу от двух существующих мостов, далеко от исторического центра города. В отличие от этих переходов, предназначенных только для автотранспорта, на новом мосту будут проложены железнодорожные пути. Его стоимость, как ожидается, составит примерно $4 млрд. При этом для его соединения с дорожной инфраструктурой будут построены около 300 км новых дорог.
Проект намерены реализовать по концессионной схеме «строительство-эксплуатация-передача». По ней частные компании строят мост, и на определенный период времени, будут иметь право собирать плату с проезжающих по нему транспортных средств, после чего объект будет передан государству. Согласно сообщениям СМИ, два существующих моста, построенных по подобным схемам, принесли концессионерам значительные прибыли.
Когда первый «босфорский», мост соединил Азию и Европу в 1973 г., население Стамбула составляло около 2,5 млн. человек. Ко времени постройки второго моста - Fatih Sultan Mehmet - в конце 80-х гг., количество жителей возросло до 5,5 млн. Эти цифры дают основание Минтрансу Турции говорить о том, что строительство нового моста и так запоздало, так как сейчас в мегаполисе проживает около 12 млн. человек.
«Мы годами говорили, что железнодорожная система будет лучшим решением для улучшения движения через Босфор», - заявил глава Стамбульской палаты городского планирования. Пропускная способность строящегося железнодорожного тоннеля «Мармарай», под проливом Босфор, как ожидается, достигнет около 75 тыс. чел. в час, после окончательного завершения его сооружения в следующем десятилетии. ТЭО данного проекта подтверждает отсутствие необходимости в сооружении третьего моста. Однако реализация проекта «Мармарай» задерживается, в частности, после нахождения важных археологических памятников на месте строительства тоннеля, с европейской стороны Стамбула.
Все же, по мнению эксперта, именно указанный подводный железнодорожный тоннель станет в будущем оптимальным решением транспортных проблем мегаполиса. Строительство же очередного моста, скорее всего, приведет только к дополнительному росту населения города. Новая развязка привлечет людей в места, ранее считавшиеся нежилыми. Также специалист считает, что новый мост будет опасен для источников воды, жизненно необходимых для водообеспечения города.
«Опыт с двумя предыдущими мостами показал, что каждый новый мост означает рост населения. По нашим оценкам, количество жителей Стамбула после строительства нового моста вырастет до 25 млн. человек», - сказал инженер. По его мнению, сооружение данного объекта является «не транспортным проектом, а проектом для зарабатывания денег на недвижимости». Стамбульская палата строительных инженеров заявила о своем намерении обратится по поводу проекта строительства нового моста в суд, так как он не учтен в утвержденных планах развития города.
Новое начинание Минтранса Турции также вызвало протесты общественности. 18 июля около двух тысяч человек собрались в Стамбуле на марш против строительства моста. Протест был организован организацией «Платформа жизни вместо третьего моста». Местные жители поддержали протест аплодисментами с балконов.
В основном люди протестовали против засилья частных интересов, которые уничтожают окружающую среду, называя строительство нового моста «убийством». Один же из депутатов оппозиционной партии нарек проект «мостом предательства». Представители общественных организаций по защите окружающей среды, в свою очередь, уверены, что третий мост не способен разрешить транспортные проблемы Стамбула. Вместо этого он будет представлять угрозу водным ресурсам и зеленой зоне на севере мегаполиса. По их мнению, для улучшения ситуации акцент необходимо сместить на развитие общественного транспорта. |