03.10.2011 :: 14:23
Торговый флот уходит на скрап
Валерий Вониченко
По мнению специалистов, переизбыток тоннажа в мировом флоте будет компенсирован тем, что, по прогнозам, общий дедвейт судов которые уйдут на скрап до конца 2011 г. составит порядка 30 млн. т.
Рынок новостроя
Специалисты отмечают, что Южная Корея закрепляет свое лидерство на рынке новостроя. Так, за первые 8 месяцев 2011 г. на корейских верфях в общей сложности было заказано 278 судов суммарным дедвейтом 11383,7 тыс. т и стоимостью $37,8 млрд. За тот же период в Китае было заказано 322 судна общим дедвейтом 6154,3 тыс. т и стоимостью $10,3 млрд. То есть, несмотря на небольшое опережение по количеству заказанных судов, Китай почти вдвое отстает по их суммарному дедвейту и более чем в три раза по их стоимости.
Аналитики объясняют это тем, что основная доля заказов на верфях Китая приходится на балкера и танкера, рынок которых в настоящее время находится в депрессивном состоянии. По данным Clarkson, впервые с 2007 г. портфель заказов китайских верфей опустился ниже уровня в 50 млн. т дедвейта, составив на 1 сентября 2011 г. - 49,5 млн. т. Тем не менее, благодаря ранее сделанным заказам поставки с китайских верфей в этом году уже составили 730 судов общим дедвейтом 11,9 млн. т, в то время как южнокорейские верфи завершили постройку 346 судов суммарным дедвейтом 10,5 млн. т. От группы лидеров все дальше отдаляется Япония, некогда главенствовавшая на рынке новостроя. Так, по данным Ассциации судостроительных предприятий Японии, объемы экспортных заказов за первые 7 месяцев 2011 г. сократились на 12% - до 5,5 млн. брутто тонн. В июле 2011 г. японские судостроители получили экспортные заказы на строительство всего 13 балкеров вместимостью 228,7 тыс. брт.
В условиях, когда многим судоходным компаниям становится все труднее привлекать банковское финансирование, все же появляются сообщения о крупных кредитах. Так, успешному выполнению заказа STX Pan Ocean на строительство 20 балкеров «супрамакс» дедвейтом 57 тыс. т должно способствовать подписанное в сентябре 2011 г. кредитное соглашение на получение синдицированного займа от Эксимбанка Южной Кореи и еще 8-ми международных финансовых институтов. Размер кредита - $510 млн., которые пойдут на оплату 16-ти из 20-ти строящихся на верфи STX Offshore&Shipbuilding балкеров. Получение указанного кредита было усложнено тем, что стоимость акций STX Pan Ocean с начала 2011 г. упала на 24%. Правда, как сообщает Bloomberg, акции китайской COSCO в этом году упали уже более чем на 50%.
Индикативные цены на балкерный новострой в 2009 - 2011 гг. ($ млн.)
Тип балкеров |
Дедвейт, т |
Годы |
2009 |
2010 |
2011 (сент.) |
Кейпсайз |
180000 |
56,0 |
57,0 |
51,5 |
Панамакс |
76000 |
33,8 |
34,5 |
31,3 |
Супрамакс |
57000 |
30,5 |
31,0 |
29,5 |
Хендисайз |
35000 |
25,0 |
26,5 |
24,0 |
Источник: Clarksons
Pынок судов «сэконд-хэнд»
Представление об изменениях, произошедших на рынке подержанного тоннажа за последние три года, дает очередная продажа балкера «панамакс» S Nicole дедвейтом 77096 т за $28,5 млн. Судно было построено на японской верфи Nomura в 2007 г. и в июне 2008 г. приобретено южнокорейской компанией Samho по цене близкой к $100 млн. Другим примером является продажа построенного в 1995 г. на южнокорейской верфи Samsung HI «панамакса» TORO дедвейтом 73034 т за $15 млн. В 2008 г. это судно было куплено за $63 млн. Таким образом, в обоих случаях за три прошедших года имеет место потеря примерно трех четвертей стоимости приобретенных в 2008 г. судов.
В то же время, продолжающийся в течение двух последних месяцев подъем фрахтового рынка балкерного тоннажа, в первую очередь сказался на уровне цен на подержанные балкера «кейпсайз», которые до этого времени резко снижались. Достаточно сказать, что по оценкам Platow, цены на балкера «кейпсайз» возрастом 15 лет с начала 2011 г. снизились на 30%. Теперь же это снижение приостановилось, хотя движение в обратном направлении еще не началось. Показательна продажа «resale» балкера Sanko Partner, который компания Sanko Steamship «уступила» за $48 млн. разорвав предыдущий контракт стоимостью $43 млн. как «не отвечающий реалиям сегодняшнего рынка».
Остановили, наконец, свое падение и цены на подержанные «панамаксы», которые в течение сентября по оценкам Балтийской фрахтовой биржи снизились с $28094 тыс. до $27554 тыс. или на 1,9%. Наибольшей стабильностью в рассматриваемом периоде отличались цены на современные балкера «супрамакс» возрастом до 5-ти лет. На протяжении всего сентября по оценкам того же источника они находились в пределах $25,47 - $25,58 млн.
Цена на балкера «хендисайз» продолжают снижаться от продажи к продаже. Так, «хендисайз» Aladdin дедвейтом 32260 т постройки 1999 г. был продан в сентябре за $16 млн. По сравнению с июньской продажей аналогичного балкера Crimson Forest снижение составило $1,5 млн. или почти 10%.
В сентябре на рынке подержанного тоннажа было отмечено много так называемых «блоковых» продаж по нескольку судов сразу. В качестве одной из примечательных сделок брокеры выделяют продажу трех конбалкеров с грузовыми средствами дедвейтом 17407 т и контейнерной вместимостью 959 TEU, построенных в 2008 - 2009 гг. на верфи Hudong. Сумма сделки составила $65 млн., что является достаточно высокой ценой для сегодняшнего рынка и объясняется достаточно редким присутствием судов данного класса на рынке.
Но, в целом, ситуация на рынке подержанного сухогрузного тоннажа остается неопределенной. Многие потенциальные покупатели надеются, что цены к концу года снизятся еще больше. По образному выражению брокеров Intermodal доминирует ситуация, когда «продавать слишком дешево, а покупать - еще дорого». Тем более, что впереди еще непредсказуемый квартал и еще более непредсказуемый 2012 г. Пока же рынок подержанного тоннажа не имеет четко выраженной направленности. В отношении 2012 г. доминируют пессимистические прогнозы, базирующиеся на избытке тоннажа и неутешительных макроэкономических показателях.
Средние цены на подержанный балкерный тоннаж в 2009-2011 гг. ($ млн.)
Дедвейт, т |
Возраст, лет |
Годы |
2009 |
2010 |
2011 (сентябрь) |
170000 |
5 |
55,0 |
50,0 |
39,00 |
170000 |
10 |
44,0 |
38,0 |
29,00 |
150000 |
15 |
27,5 |
23,0 |
17,00 |
76000 |
5 |
36,0 |
36,0 |
27,00 |
72000 |
10 |
27,5 |
28,0 |
21,00 |
69000 |
15 |
21,5 |
23,0 |
15,00 |
56000 |
5 |
27,0 |
29,0 |
26,00 |
48000 |
10 |
21,5 |
24,0 |
20,00 |
45000 |
15 |
17,0 |
19,0 |
15,00 |
30000 |
5 |
22,0 |
25,0 |
22,00 |
30000 |
10 |
17,0 |
21,5 |
18,50 |
30000 |
15 |
12,5 |
15,0 |
14,00 |
Источник: Clarksons
Рынок судового металлолома
По состоянию на середину сентября 2011 г. по данным Arctic Securities на скрап ушли балкера общим дедвейтом 18,1 млн. т, из которых 9,3 млн. т или более 50% были балкера «кейпсайз». При таких темпах списания и ценах на судовой металлолом до конца года на скрап вполне может уйти до 30 млн. т дедвейта сухогрузного тоннажа. Ситуация на скраповом рынке может осложниться, если 12 октября Верховный суд Бангладеш вновь запретит разделку судов на верфях этой страны. Пока же цены на разделку балкеров в Бангладеш находились на уровне $505/LDT, а в Пакистане - $485/LDT. Самый высокий уровень цен на разделку сухогрузов имел место в Индии - до $525/LDT, в то время как в Китае они составляли $465/LDT.
Брокеры отмечают, что все большее количество сделок заключается на условиях «as is/where is», свидетельствующие о растущем «аппетите» судоразделочных верфей.
Цены на судовой металлолом в основных регионах разделки в конце сентября 2011 г.
Тип тоннажа |
Легкий вес, т |
Цена по регионам разделки, $/LDT |
Индийский субконтинент |
Китай |
Танкеры для сырой нефти |
15000-25000 |
530,83 |
470,00 |
Танкеры-продуктовозы |
6000-10000 |
529,17 |
463,33 |
Балкеры |
7000-12000 |
516,67 |
455,00 | Источник: Baltic Demolition Assessment (BDA) |