14.05.2008 :: 14:56
Тигипко собирает вагоны для Лондона
Николай Маслов
На днях мажоритарный акционер группы «ТАС» Сергей Тигипко заявил о возможности объединения своих вагоностроительных активов в холдинг. По его словам, в единую структуру могут войти Кременчугский сталелитейный, Днепродзержинский и Крюковский вагоностроительные заводы и, в случае повторной приватизации, «Лугансктепловоз». Кроме того, в перспективе бизнесмен не исключил выхода будущего концерна на IPO в Лондоне.
Как известно, чтобы успешно осуществить IPO, необходимо, по крайней мере, владеть контрольным пакетом акций предприятий. В украинском железнодорожном машиностроении пока что подобного нет. До последнего времени структура акционеров каждого из заводов, на которые С.Тигипко «положил глаз», была сильно фрагментирована.
Впрочем, после последних событий, произошедших в отрасли, можно говорить о высокой степени вероятности концентрации этих активов в рамках группы «ТАС». Прежде всего, речь идет о выходе из вагоностроительного бизнеса группы «Форум» Леонида Юрушева. Напомним, что несколько лет назад бизнесмен продал свою долю в «Днепровагонмаше» структурам групп «ТАС» и «Приват». Параллельно ними был выкуплен пакет акций предприятия у Midland Resources, совладельцев «Запорожстали», в результате чего группы получили контроль над предприятием.
В 2006 г. между «Форумом» с одной стороны и «ТАС», и «Приватом» с другой разгорелся силовой конфликт за право назначать менеджмент Кременчугского сталелитейного завода, производящего вагонокомплекты для большинства вагоностроительных предприятий Украины. Силовые структуры каждой из групп по очереди захватывали здание админуправления, но в конечном итоге руководство, близкое к банку «Форум», осталось на предприятии. Кроме того, 19,4%-ным пакетом акций владел четвертый акционер - СКМ.
Вместе с тем, в этом году С.Тигипко и И.Коломойскому удалось убедить Леонида Юрушева продать им акции и этого предприятия. Удалось договориться и с СКМ. Таким образом, «ТАС» и «Приват» выкупили у группы «Форум» и СКМ более 38% акций Кременчугского сталелитейного завода, что позволило им сконцентрировать около 95% в уставном капитале предприятия.
Весьма интересна ситуация с Крюковским вагоностроительным заводом. Полностью структура акционеров не раскрывается, но среди основных выделяют следующие компании: эстонская Skinest Finanse - 27%, Transbuilding Service Limited, UK - 24,9%, «ТЭКО-Днепрометиз» - 20%, физлица (в т.ч. менеджмент завода) - 14%.
Как можно заметить, структура группы «ТАС» - «ТЭКО-Днепрометиз» - владеет акциями завода, но на первый взгляд, договориться с другими акционерами довольно сложно. Тем более что Skinest Finanse специализируется на железнодорожном бизнесе у себя на родине и продажа профильного бизнеса явно не входит в ее планы.
Тем не менее, вряд ли стоит обвинять Тигипко в фантазировании. По неофициальной информации, оффшорка Transbuilding Service Limited входит в орбиту группы «Форум». Поэтому, можно предполагать, что если «ТАС» и «Привату» удалось договориться по поводу выкупа пакетов в «Днепровагонмаше» и КрСЗ, то наверняка это была пакетная продажа, в которую входила также доля «Форума» и в Крюковском вагонзаводе.
Однако стоит отметить, что существует возможность договориться и с эстонцами. Skinest Finanse принадлежит Олегу Осиновскому, которого называют королем железных дорог Балтии. В то же время его бизнес тесно связан с российской «Северсталь-транс» Алексея Мордашова. А у Тигипко весьма неплохие отношения с этими россиянами. Напомним, что в прошлом году группа «ТАС» продала «Северсталь-метиз» более 60% акций днепропетровского предприятия «Днепрометиз», а уже в этом году окончательно рассталась с заводом, отдав представителям РФ оставшиеся 40% акций.
Наверняка, при продаже украинского актива оговаривалась возможность содействия группе «ТАС» со стороны россиян в плане выкупа эстонской доли в Крюковском вагонзаводе. Таким образом, группа «ТАС» имеет неплохие перспективы сконцентрировать более 60% акций КВСЗ, что позволит ей на собрании акционеров иметь кворум и провести перестановки в менеджменте. В данной ситуации даже можно не договариваться с нынешним руководством-акционером завода (концерн «Крюковский вагонзавод»), а только скупать на фондовом рынке акции КВСЗ.
В свете таких перспектив понятно желание группы «ТАС» поучаствовать в повторной приватизации «Лугансктепловоза» (Высший хозсуд признал незаконность приватизации, а Верховный суд отказался рассматривать кассацию ФГИ на данное решение). Сейчас у С.Тигипко большие свободные средства, особенно после продажи своих банков ТАС-Комерцбанк и ТАС-Инвестбанк шведскому Swedbank. Если удастся заполучить «Лугансктепловоз», то у группы появится возможность выпускать практически всю номенклатуру подвижного состава.
Конечно, в случае с Крюковским вагонзаводом и «Лугансктепловозом» предстоит немало потрудиться, чтобы заполучить эти объекты, а вот Кременчугский сталелитейный завод уже собираются «чистить». Акционеры планируют провести международный аудит по итогам 2008 г. и перейти на прямые поставки при закупке сырья и реализации продукции, т.е. отказаться от посредников.
С.Тигипко рассчитывает в течение трех лет вывести свой вагоностроительный холдинг на финансовую биржу Лондона. Это может оказаться весьма прибыльным мероприятием. Сколько не откладывает «Укрзализныця» модернизацию своего вагонного парка, но заменять изношенный подвижной состав придется. И вероятнее всего, «ТАС» станет основным поставщиком для УЗ, если сумеет взять под свой контроль машиностроительные активы.
Стоит также отметить, что на данный момент заявления С.Тигипко об IPO носят больше PR-ный характер. Бизнесмен возвращается в большую политику после президентских выборов 2004 г. Сейчас он назначен совместно с Юлией Тимошенко сопредседателем совета инвесторов при Кабмине. Соответственно, приходится «отбеливать» свой бизнес и имидж заявлениями о Лондоне. |