| 19.10.2009 :: 17:50 Тарифное противостояние или бесконечная история
 Анна Середенко
 
 Вокруг железнодорожных тарифов на перевозки грузов ГМК разворачивается очередной этап противостояния. 7 октября, под нажимом металлургов, Кабмин принял решение о продлении действия меморандума между правительством и предприятиями горно-металлургического комплекса о сохранении тарифов на перевозки на уровне сентября 2008 г. Однако, данное решение не устраивает «Укрзализныцю», которая начала кампанию против металлургов, заявляя, что правительство уступает требованиям частных компаний, в ущерб госпредприятиям. Претензии УЗ заключаются в том, что предприятия ГМК не выполняют условия меморандума, и вместо замораживания цен, постоянно их поднимают, тогда как от железнодорожников требуют не только заморозить цены, а снизить их. Каждая из сторон имеет собственные обоснования. «Укрзализныця» оценивает свои потери, от замораживания тарифов, в сентябре прошлого года, в 500 млн. грн., тогда как металлурги считают, что эта сумма завышена, по крайней мере, в 6-7 раз и не превышает 70-75 млн. грн. В этом вопросе можно долго ломать копья вокруг методик оценки убытков, их величины и составляющих себестоимости. В данном случае интересно другое. Как принималось решение о продлении моратория на повышение тарифов. Накануне этих событий представители Минпромполитики неоднократно заявляли о том, что список льготников, со стороны ГМК, пересмотрят и оставят там приблизительно 30 предприятий, которые выполняют условия меморандума и не подняли тарифы на свою продукцию. Это несколько умерило пыл железнодорожников и продление меморандума прошло без протестов с их стороны. Однако, когда стало очевидным, что продление моратория относится ко всем предприятиям горно-металлургической отрасли, УЗ начала настоящую PR-комппанию с демонстрацией обоснований, графиков и таблиц. Так, по данным начальника главного коммерческого управления «Укрзализныци» Сергея Аленичева, льготы сохранили как раз те структуры, которые наиболее серьезно нарушали меморандум и подняли свои тарифы на продукцию для железных дорог в среднем на 15-20%. «Только 28% компаний выполнили условия меморандума и сохранили или снизили тарифы на свою продукцию, остальные наоборот повысили цены, что негативно сказывается на финансовом состоянии «Укрзализныци» - заявил он. С начала года, «ArcelorMitall Still» подняло цены на продукцию для «Укрзализныци», в среднем, на 28%, завод им. Петровского на 34%, «Интерпайп» на 15%, снизили цены только ряд поставщиков трубной продукции», - отметил С.Аленичев. По его словам, только прямые убытки отрасли от перевозок продукции ГМК и химиков по старым ценам, за период с сентября 2008 г. по август 2009 г., составили 422 млн. грн., из них от перевозки железной руды - 124 илн. грн., кокса - 47 млн. грн., черных металлов - 160 млн. грн. Кабмин в такой ситуации просто вынужден был охладить пыл УЗ. Минэкономики и Минпромполитики обязали проводить постоянный мониторинг цен метпредприятий, с тем, чтобы в случае поднятия цен с их стороны, подавать Кабмину списки нарушителей и лишать их льгот. Правда, пока не ясно каким именно образом, будут проводить мониторинг и как фиксировать нарушения. Дело в том, что металлурги уже не однократно обращали внимание на существование целой системы посредников, услугами, которых пользуется УЗ. Якобы из-за них и повышаются цены. Еще один нюанс заключается в списке потенциальных нарушителей. Если исходить из приведенной ниже таблицы и информации руководства УЗ, то их более 70% из всего списка. Однако, Минпромполитики и Минэкономики пока имеют претензии только к Енакиевскому метзаводу, который отказывается предоставлять свои прейскуранты на поставку продукции на внутреннем рынке. Как бы там ни было, доводам УЗ пока не сильно внимают, а металлургов просто пугают. Причем, судя по поведению Кабмина, вероятнее всего, этим дело и ограничится. Таблица. Информация по динамике закупочных цен на металлопродукцию для нужд железных дорог Украины 
 
| Изготовитель продукции | Наименование продукции | %% Увеличение к августу 2008 г. |  
| ОАО «Нижнеднепровский трубопрокатный завод» (ООО «Интерпайп Украина» | Бандажи локомотивные  | 4,6 |  
| ОАО «Харьковский подшипниковый завод» | подшипники 30-42726Е2М подшипники 30- 232726Е2М | 4,0 4,0 |  
| Запчасти в т.ч.: |  
| ГП «Харьковский машзавод «ФЕД» | магистральная часть | 53,9 |  
| ОАО «Кременчугский сталелитейный завод» | рама боковая балка надрессорная | 4,6 19,4 |  
| ОАО «Трибо» г. Белая Церковь | колодка композиционная для грузовых вагонов | 23,8 |  
| ОАО «МК Азовсталь» | рельсы Р65 | 22,0 |  
| ОАО «Днепропетровский стрелочный завод» и «Керченский стрелочный завод» | стрелочные переводы Р651/11 крестовины Р65 пр.1740 | 10,0 16,3 |  |