13.10.2009 :: 15:33
Страсти вокруг вертолета: украинский вариант
Максим Коротанов
29 сентября Украина наряду с Францией и Великобританией, стала членом договора о фонде Многонациональной вертолетной инициативы (ФМВИ). Решение обещает оживить застойный до этого украинский рынок ремонта, производства и эксплуатации военной вертолетной техники.
Первым признаком оживления, ожидающего отрасль, стало обнародованное в сентябре желание 25-ти предприятий-смежников объединиться в консорциум по производству украинского вертолета КТ 112-Кадет разработки КБ «Вертикаль» с двигателем канадской Bombardier Recreational Products Inc. Эта модель для консорциума остается «титульной», но всем понятно, что авиапромышленники, в случае их оптимального союза, смогут изрядно заработать, в т.ч. и на ремонте техники, предполагаемой проектами ФМВИ.
Критически зависящий от российского рынка отраслевой лидер, моторостроительное ОАО «Мотор Сич», пока что занимает острожную позицию относительно целесообразности создания консорциума. Руководство ОАО полагает, что сначала (года за два-три) нужно объединить КБ «Вертикаль» и КБ «Ивченко-Прогресс», и затем уже, если получиться, создавать отраслевое объединение.
В то же время, украинские власти прекрасно понимают скудность портфеля промышленной кооперации между Украиной и НАТО. На сегодня, наиболее известными из них считаються начатый в 2008 г. масштабный украино-американский проект производства ракет-носителей Taurus-2, а также ремонтные проекты СП Pratt&Witney Paton. Программы сотрудничества в остальных отраслях «оборонки» в основном не имеют промышленного характера, выглядя либо фрагментарными, либо эпизодическими инициативами.
Подключение Украины к работе ФМВИ сможет восполнить вакуум за счет вертолетостроения и ремонта. Фонд был создан весной минувшего года, с целью реализации политики Трансформации, изложенной 3 апреля 2008 г. в 45-м пункте итогового Бухарестского коммюнике государств-членов НАТО. Суть политики свелась к новым усилиям по улучшению слабой авиатранспортной инфраструктуры стран-участников и партнеров блока, а именно - в выделении в рамках Фонда денег на закупку, ремонт или модернизацию транспортных вертолетов, которые принадлежат либо производятся компаниями Восточной Европы либо новых независимых государств бывшего СССР.
Непосредственной мишенью процесса вступления Украины в ФМВИ выглядят два вероятных заказчика денег от Фонда - ведущие отечественные предприятия по международным вертолетным перевозкам, государственное предприятие Минобороны «Украинская Авиатранспортная компания (УАТК)» и частное ЗАО «Украинские вертолеты».
Традиционно, украинская специализированная пресса отмечала высокий уровень конкуренции между этими предприятиями. Так, инициаторами создания УАТК и формирования ее контрактной базы считалась высшая армейская элита 1993-1999 гг. К ее числу причислялись бывший глава ЗАО «Футбольный клуб ЦСКА» Михаил Гриншпон, а также бывший глава Генштаба ВС Украины и глава ЧП «Авиационное страховое бюро» Анатолий Лопата (последний, до недавнего времени, возглавлял службу безопасности АКБ «Надра» и являлся зампредседателя Общественного совета Минобороны).
Что касается конкурента УАТК, ЗАО «Украинские вертолеты», то непосредственное отношение к развертыванию работы этой компании можно отнести представителей не армейской, а ракетостроительной элиты. В частности, «административный ресурс» учредителей «Украинских вертолетов», до недавнего времени, формировал бывший глава НКАУ Юрий Алексеев.
На протяжении 2005-2008 гг., сторонники «УАТК» и «Украинских вертолетов» пытались вести борьбу за авиапарк и внешние рынки перевозок, преимущественно, руками СМИ. Однако, в начале 2009 г., когда Алексеева на должности главы НКАУ сменил Александр Зинченко, «Украинские вертолеты» стали объектом прямого натиска со стороны конкурентов. С подачи инициатора создания УАТК, экс-министра обороны Александра Кузьмука, украинский парламент весной этого года проголосовал за создание комиссии «По расследованию деятельности должностных лиц, препятствующих возврату 16-ти вертолетов Ми-8, ранее переданных в аренду ЗАО «Украинские вертолеты», в состав Сухопутных войск ВС Украины».
На этом этапе дело завершилось неудачей: «Комиссия была создана 15 апреля 2009 г. и должна была предоставить отчет на протяжении двух месяцев, но до сих пор проект постановления об отчете комиссии в ВР не поступил. Однако, спустя всего лишь месяц после провала создания «вертолетной комиссии», в июле 2009 г., законодатели снова попытались вникнуть в суть того, что же там происходит на украинском рынке международных транспортных вертолетных перевозок. В частности, партнер А.Кузьмука по фракции ПР Вадим Колесниченко получил «добро» ВР на запрос в Генпрокуратуру с требованием проверить законность модернизации и передачи НАТО вертолетов Ми-8.
По словам депутата-регионала, в рамках деятельности Фонда Многонациональной вертолетной инициативы, Минобороны бесплатно модернизировало и готовится передать в Венгрию два новых боевых вертолета Ми-8 выведенных для этого с состава вооруженных сил: «существует правительственный доклад от 9 апреля 2009 г. «Об уточнении формата участия Украины в Вертолетной инициативе», где указано, что в августе 2008 г. в Фонд вертолетной инициативы через МИД Украины было передано бизнес-предложение нашей страны. В нем кроме пунктов о ремонте, модернизации вертолетов и летной подготовке, включен пункт о предоставлении бесплатного взноса в виде шести вертолетов Ми-8. Правительство Украины не только разворовывает военное имущество и подрывает обороноспособность, но еще и нарушает международное право, провоцируя межгосударственный скандал. Ведь право передачи и модернизации вертолетов Ми-8 принадлежит не Украине, а российскому производителю воздушных машин, - «Московскому вертолетному заводу им. М.Л. Миля», - встал на сторону российского завода украинский депутат.
Оппонентом подобного взгляда на будущее отечественного рынка вертолетных перевозок и авиатехники стало большинство отечественных экспертов. «Ни о какой передаче вертолетов, в т.ч. и на бесплатной основе, речь не идет. У Украины есть возможности взять участие в проекте ФМВИ, но исключительно по ремонту вертолетов, которые уже находятся на вооружении стран-членов НАТО», - разъяснил замдиректора Департамента НАТО МИД Украины Вадим Пристайко.
«В случае с ФМВИ речь идет именно о ремонте, модернизации и обучении. Ведь у государств-членов НАТО дефицит вертолетов, и нет возможности их ремонтировать. Зато есть деньги. В то же время, украинский «Конотопский авиаремонтный завод» Минобороны сейчас фактически простаивает. На нем запланировано модернизировать 68 вертолетов, но только в 2011 г. Украина имеет хороший шанс заработать», заявил прессе Михаил Самусь, эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения.
Исходя из таких противоречивых точек зрения, которые высказаны сторонниками развития отечественного «авиапрома» и пророссийски настроенными законодателями, можно предполагать, что процесс работы Украины, в числе соучредителей ФМВИ, и в дальнейшем будет сопряжено с высокими политическими рисками.
Но пока что, наиболее заметную сумятицу в этом направлении может внести руководство ОАО «Мотор Сич», которое может выступить на стороне компаний РФ, противящихся проектам ФМВИ. Но в минувшем месяце, когда благодаря ФМВИ у Украины появилась перспектива выхода на ремонтные рынки НАТО, эта позиция, по всей видимости, смягчилась. «Мотор Сич» в начале октября, чуть ли не в пятый раз за последние годы, снова заявила о начале предметных переговоров с Sikorsky о создании совместного предприятия для выхода на рынки производства и ремонта вертолетов. Если реальность намерений этих первых лиц украинского моторостроения окажется правдой, как Севастопольский и Конотопский заводы, так и УАТК Минобороны могут оказаться далеко не на первом месте среди вероятных подрядчиков новой финансовой инициативы НАТО. |