Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

16.10.2018 :: 16:46

Варшава обжаловала решение Еврокомиссии по поводу Газпрома
16.10.2018 :: 15:09

Сегодня вводятся штрафы за превышение скорости на дорогах
16.10.2018 :: 14:04

Завершена экспедиция «Черное море - 2018» ©
16.10.2018 :: 13:20

В 2019 г. расходы на модернизацию военной техники составят почти 17 млрд. грн. ©
12.10.2018 :: 15:26

Кабмин ищет профессионалов в наблюдательный совет ГП «АМПУ» - А.Саенко ©
12.10.2018 :: 15:04

Планируем предусмотреть в госбюджете на 2019 минимум 1 млрд. грн. на днепровский аэропорт, - В.Омелян ©



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Отраслевая политика
29.10.2012 :: 16:27
Состоится ли, космическая «пятилетка» Украины?
Александра Жемчужная

Украина пережила очередные выборы. Среди прочих законов предложенных для рассмотрения и утверждения ВР в предвыборный период, ждет своей участи и государственная целевая научно-техническая космическая программа Украины на 2013-2017 гг. Насколько измениться политика государства в отношении космической отрасли с приходом обновленной ВР судить пока сложно, хотя прогнозы явно неутешительны.

В предвыборных программах большинства партий, к сожалению, не было и намека о проблемах науки и высокотехнологичного производства в стране. Такой подход, к
востребованности научных и космических отраслей в государстве в целом, напрямую связан с отсутствием понимания важности научных исследований и разработок, которые должны позволить Украине, не только сохранять некий научно-технический потенциал, но и двигаться вперед в экономическом и технологическом плане.

Сегодня, большинство стран Европы и Азии, не говоря уже о США, тратят значительные финансовые ресурсы, именно на развитие космической отрасли, хотя прибыль от подобных вложений не всегда оправдана быстрыми дивидендами. Например, РФ, наш основной партнер по космосу, планирует до 2015 г. потратить на отрасль 650 млрд. руб. В свою очередь Китай, ежегодно вкладывает в космическую индустрию более $1,5 млрд. И, хотя, Украина, по прежнему, считается космической державой, национальная космическая отрасль поддерживается лишь незначительными вложениями государства, при его весьма слабой заинтересованности развитием высокотехнологических проектов.

Сегодня, космическая программа Украины включает в себя несколько направлений, которые стратегически важны для экономического и технологического развития страны, а также для обеспечения национальной безопасности и обороны.

Первым направлением является развитие космических технологий и их интеграции в реальный сектор национальной экономики. Здесь, речь идет об осуществлении дистанционного зондирования Земли из космоса, для оценки состояния озимых культур, дистанционного контроля снежного покрова, классификации поверхности ландшафта, обнаружения лесных и степных пожаров. Для реализации этих задач в 2015 г., планируется осуществить запуск спутника «Сич-2-1». Спутник должен быть запущен с помощью ракеты-носителя нового поколения - «Циклон-4».

Следующее направление, которым, якобы занимается государство, в рамках национальной космической программы, является развитие космических систем телекоммуникации и навигации. В первую очередь, планируется завершить проект по запуску отечественного спутника связи - «Лыбидь», запуск которого запланирован ориентировочно на декабрь 2013 г.

Кроме того, планируется продолжить работы по развитию Системы координатно-часового и навигационного обеспечения с использованием информации, полученной от иностранных глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС (РФ), GPS (США) и Galileo (ЕС). Здесь, необходимо отметить, что продукция этого направления космической отрасли - это товары двойного назначения, имеющие прямое отношение и к системе национальной безопасности страны.

Не менее важным для Украины, в плане экономического развития, является направление международного сотрудничества в сфере научных исследований космического пространства в мирных целях.

В первую очередь, речь идет о возобновлении международного проекта «Морской старт». По словам гендиректора компании Sea Launch AG Сергея Гугкаева, в 2013 г. компания намерена выполнить как минимум три пуска ракет-носителей «Зенит-3SL» с пусковой платформы «Одиссей» из экваториальной зоны акватории Тихого океана.

Кроме того, Украина является членом международной инициативы «Global Exploration Strategy» (GES), что обязывает нашу страну, осуществлять, ряд проектов, которые касаются научных исследований ближнего и дальнего космоса, а также проекты, задачи которых напрямую связанны с космическими интересами опять таки национальной безопасности и обороны страны.

По словам начальника управления научных космических исследований ГКАУ Льва Семенова, в рамках международного космического сотрудничества, в ближайшие пять лет, планируются работы по совместным проектам с США (NASA), Европейским космическим агентством (ESA), с национальными космическими агентствами Китая, Индии, Канады, Бразилии, Японии. На его взгляд, такое международное партнерство позволит привлечь украинских специалистов к решению тех или иных актуальных задач и одновременно привлечь международные гранты, которые позволят снизить остроту проблемы, порождаемой, мягко говоря, скромным госбюджетным финансированием космической отрасли в нашей стране.

К этому направлению также можно присоединить реализацию международных программ в сфере дистанционного зондирования вместе со странами СНГ, и в большей степени здесь речь идет о российско-украинском сотрудничестве, целью, которого является мониторинг кризисных явлений в природной среде. Несомненно, что реализация перечисленных международных проектов, требует не только привлечения специалистов высокого уровня, но и вложения средств в полном объеме.

Напомним, что госпрограмма развития космической отрасли предусматривает финансирование из двух источников - бюджетное и инвестиционное. Государство обязалось выделить заложенное в целевой программе финансирование в полном объеме и в указанные сроки. Однако, гарантировать привлечение 1,46 млрд. грн. (утвержденных в программе) за счет инвесторов практически невозможно. Получение прибыли в космической отрасли всегда долгосрочно, а поэтому отечественным инвесторам это неинтересно, а зарубежным никто не может гарантировать экономической стабильности в стране и, соответственно, получения прибыли, вообще, как таковой.

Таким образом, космическая отрасль Украины, на ближайшие 5 лет, может рассчитывать лишь на бюджетные - 1,12 млрд. грн. Прошлый опыт принятия и реализации подобных программ, а их было уже четыре, показал, что госфинансирование не осуществляется в полном объеме (тем более в условиях мирового кризиса). Так, по словам замначальника управления космических научных исследований и телекоммуникационных систем ГКАУ Ярослава Стефанишина, отрасль с 2008 по 2012 гг. была профинансирована государством всего на 30% от заложенной в предыдущей программе суммы.

При этом, часть экспертов утверждает, что заложенных в программу финансов (порядка $56 млн.) вполне хватит на выполнение планируемых работ, и что, при идеальной реализации программы, может ожидаться не только увеличение количества рабочих мест в космической и смежных отраслях, но даже получение дохода (в объеме около 2,5 млрд. грн.).

Естественно, что только время, отведенное на реализацию программы покажет, кто прав и кто ошибался. Но, несомненно, что даже частичная реализация заложенных программ в законопроекте, даст возможность выжить украинским космическим технологиям и поддержать космическую отрасль на плаву, и этим сохранить Украине статус космической державы.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2018

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов