28.05.2008 :: 13:10
СМАПу опять угрожают ликвидацией
Дмитрий Щербаков
Нынешней весной народный депутат от БЮТ Олег Радковский инициировал законопроект, принятие которого может привести к неоднозначным последствиям.
Парламентарий предлагает внести изменения в ст. 6, 58 и 60 закона «Об автомобильном транспорте» и в ст. 2 закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Смысл поправок заключается в лишении госпредприятия «Служба международных автоперевозок Украины» функций по обеспечению контроля автотранспорта в 58 пунктах пропуска на границе и оформлению разрешительных документов на международные автоперевозки. Эти полномочия О.Радковский предлагает передать Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте. Именно эта структура постановлением КМУ от 08.09.2004 г. № 1190 определена правительственным органом госуправления по вопросам контроля на автотранспорте.
В своем обосновании необходимости принятия изменений автор законопроекта немного лукавит. По его мнению, нарушение действующего законодательства состоит в исполнении функций осуществления госконтроля в пунктах пропуска субъектом хозяйствования. Однако в нормах, на которые ссылается народный депутат, говорится, что СМАП осуществляет контроль за осуществлением международных перевозок. Отсутствие слова «государственный» позволяет говорить о том, что контролировать TIR-перевозки может любая госструктура. Этот пробел и пытается восполнить О.Радковский путем добавления слова «государственный» к слову «контроль» в ст. 58 закона «Об автомобильном транспорте».
Далее логика инициатора поправок становится еще более противоречивой. В ст. 2 закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» он предлагает внести изменения, исключающие из сферы действия этого нормативного акта контроль за исполнением международных соглашений в отрасли автомобильного транспорта. Эти изменения О.Радковский мотивирует тем, что международные договора в области TIR-перевозок, к которым присоединилась Украина, имеют большую силу, чем национальные законы, что и создает правовую коллизию.
Таким образом, с одной стороны народный депутат предлагает отнести контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок к категории государственного, с другой - настаивает на том, что эта специфическая сфера деятельности не должна регулироваться законом Украины о принципах госконтроля. Возникает вопрос: к чему тогда все эти изменения, если существующая система не противоречит действующему законодательству, что и было подтверждено решениями судебных органов, в частности, Киевского апелляционного хозсуда в феврале 2007 г.?
Кроме того, в 2006-07 гг. Минтранссвязи уже обращалось в Кабмин и Минфин с предложением реорганизации СМАП в государственный контрольный орган с содержанием его из госбюджета. Формальный отказ в этой инициативе был аргументирован тем, что исполнительная власть стремится к дерегулированию, т.е. освобождению государственных органов от выполнения функций, имеющих вспомогательный характер, связанных с предоставлением услуг в сфере регистрации, лицензирования, предоставления разрешений субъектам хозяйствования и т.п., в пользу соответствующих организаций и предприятий. Но главной причиной отказа в предоставлении статуса госоргана было то, что финансирование СМАП из госбюджета обойдется в 35-50 млн. грн. В этой связи утверждение депутата О.Радковского, что «реализация проекта акта не потребует дополнительных материальных и других расходов», выглядит спорным.
Не стоит забывать также, что в случае реорганизации СМАП перед госбюджетом возникают и другие дополнительные затраты. Так, все двусторонние переговоры по вопросам международных автоперевозок, поездки украинских делегаций на различные мероприятия ЕКМТ, развитие инфраструктуры в пунктах пропуска вместо существующего госпредприятия должна будет финансировать госказна.
По-видимому, появление подобного законопроекта следует объяснить новым витком борьбы за контроль над финансовыми потоками предприятия с годовым доходом около 60 млн. грн. Кроме того, целью потенциальных «борцов» за СМАП может быть информация о грузах и автотранспортных средствах, вносимая инспекторами в собственную базу данных. При желании, формы контроля СМАП можно использовать для осуществления перекрестной проверки таможенников.
Комментарий представителей СМАП получить не удалось, т.к. директор предприятия Анатолий Ткаченко находится в отпуске. Странно и то, что до сих пор в отношении этого законопроекта не обнародована позиция Минтранссвязи. Создается впечатление, что судьба системы, создававшейся 15 лет и успешно выполняющей требования международных соглашений в специфической сфере TIR-перевозок, не волнует нынешнее руководство транспортного ведомства. |