Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Грузопотоки
22.11.2013 :: 15:29
Рынок контейнерного тоннажа: неприятные нюансы
Валерий Войниченко

В течение октября - первой половины ноября 2013 г. Braemar Container Index претерпел весьма незначительные изменения, снизившись менее чем на 1 пункт.

При этом снижение затронуло исключительно крупнотоннажные суда вместимостью 5500 TEU (-23,2%) и 6500 TEU (-14,8%). Небольшое увеличение индекса наоборот, затронуло небольшие фидерные контейнеровозы, вместимостью 1043 - 1100 TEU, составив 1,3 - 1,7%.

Динамика Braemar Container Index в октябре - ноябре 2013 г.

Контейнеро-вместимость, TEU

Наличие грузовых средств

Контейнерный индекс

01.10.13

14.10.13

28.10.13

11.11.13

700

GL

3,44

3,44

3,44

3,44

1043

GL

4,74

4,74

4,80

4,80

1100

GR

7,80

7,80

7,93

7,93

1700

GR

8,98

8,98

8,98

8,98

1740

GR

8,98

8,98

8,98

8,98

1714

GR

5,60

5,60

5,60

5,60

2500

GR

4,24

4,24

4,24

4,24

2800

GL

3,60

3,60

3,63

3,63

3500

GL

1,65

1,68

1,68

1,68

4250

GL

2,50

2,50

2,50

2,50

5500

GL

2,50

2,00

1,92

1,92

6500

GL

3,38

3,00

2,88

2,88

Итого

 

57,41

56,57

56,58

56,58

GR - с грузовыми средствами

GL - без грузовых средств

Источник: Braemar Container Shipping&Chartering Ltd.

Рассчитываемый гамбургскими брокерами индекс Contex за рассматриваемый период уменьшился на 5 пунктов или 1,34%. Наиболее заметно за прошедшие полтора месяца ставки снизились для контейнеровозов вместимостью 4250 TEU, показав уменьшение на 705 $/сут. или 6,8%. По сравнению с серединой ноября 2012 г., индекс Contex вырос на те же 5 пунктов или 1,4%. При этом, для контейнеровозов вместимостью 1100-1700 TEU он увеличился на 860-1360 $/сут. или 15,8-21,5%, для судов 2500-3500 TEU - колебался в ту или иную сторону в пределах менее 8,5%, а вот для судов вместимостью 4250 TEU - снизился на 3890 $/сут. или 28,7%. В результате, разница в тайм-чартерных ставках для фидерных контейнеровозов вместимостью 1100 TEU и «панамаксов» вместимостью 4250 TEU в настоящее время составляет менее 3400 $/сут. А в пересчете на ячейку - вместимость ставки для контейнеровозов в 1100 TEU на 17,5% выше, чем для судов в 1700 TEU, на 56,1% - для 2500 TEU, на 79,6% - 2700 TEU, в 2,26 раза - 3500 TEU и в 2,5 раза - для 4250 TEU.

Динамика контейнерных тайм-чартерных ставок в октябре - ноябре 2013 г., ConTex, $/сут.

Контейнеро-вместимость, TEU

01.10.13

17.10.13

24.10.13

07.11.13

14.11.13

1100

6371

6336

6341

6320

6303

1700

7842

7807

7781

7744

7694

2500

9177

9187

9160

9159

9176

2700

8575

8583

8600

8611

8614

3500

8938

8883

8873

8866

8865

4250

10390

10203

10110

9785

9685

Индекс ConTex

373

371

370

369

368

Источник: VHSS

В начале ноября контейнеровозы вместимостью 1700 TEU были зафрахтованы MOL и MSC сроком на 4-6 месяцев по ставкам 7300-7400 $/сут. с подачей тоннажа в Карибском бассейне. Подобный тоннаж с поставкой в Средиземноморье мог претендовать на ставку в 7800-7900 $/сут. Для современных контейнеровозов класса CV 1100 с пониженным расходом топлива ставки были до 2000 $/сут. выше, чем для старых судов такой же вместимости.

Фидерные контейнеровозы вместимостью 1100 TEU с подачей в Атлантике/Средиземноморье фиксировались по ставкам на уровне 6500 $/сут. Ставки для фидерных контейнеровозов ледового класса типа SSW1000 в регионе Северного и Балтийского морей снизились за последний месяц с 6870 до 6780 €/сут.

Сложившийся к середине ноября уровень ставок для контейнеровозов вместимостью 1000 TEU в размере 6300 $/сут. почти на 30% выше, чем в начале года. Для сравнения, на пике рынка в 2005 г. ставки для данной категории тоннажа достигали 20 тыс. $/сут., а вначале 2011 г. - 9000 $/сут. Однако, еще более удручающим падение выглядит для контейнеровозов класса «панамакс». Если сейчас ставки для контейнеровозов вместимостью 4400 TEU в чартере продолжительностью 6-12 месяцев составляют 8850 $/сут., то в 2004-2007 гг. их средний уровень составлял 38 тыс. $/сут., а в начале 2011 г. - 28 тыс. $/сут.

Еще одной неприятной особенностью ноября 2013 г. стало резкое падение ставок для «постпанамаксов», застигнутых в спотовых позициях. Так, контейнеровоз вместимостью 8500 TEU был зафиксирован по ставке 25 тыс. $/сут. в чартере продолжительностью полгода. Всего полтора-два месяца назад подобный чартер обходился фрахтователям в 35 тыс. $/сут. Это падение брокеры связывают с предстоящим низким сезоном в предстоящий зимний период. Уже сейчас, по данным Alphaliner, в спотовых позициях находятся 7 контейнеровозов вместимостью 7500-8500 TEU и два судна вместимостью 8500 TEU. В еще худшей ситуации находятся «панамаксы», которых в спотовых позициях, по данным того же источника, находятся 37 судов.

Динамика ставок в годовом тайм-чартере для контейнеровозов различной вместимости в 2009-2013 гг., $/сут.

Типоразмер тоннажа

2009

2010

2011

2012

2013

(окт.)

Фидерные контейнеровозы (725 TEU)

3564

4538

5463

4380

5100

«Фидермаксы» (1500 TEU)

4763

6798

10113

6292

7660

«Саб-панамаксы» (2500 TEU)

5414

8993

11971

6877

7560

«Панамаксы» (3500 TEU)

6600

13198

14773

7189

7500

«Панамаксы» (4500 TEU)

7807

18821

19668

9963

8850

Источник: Intermodal

Отметим, что главным событием в линейном секторе контейнерных перевозок в рассматриваемом периоде является, на удивление, успешное повышение ставок в направлении Азия - Европа с 1 ноября 2013 г. Этому в немалой степени способствовало то, что в направлении Азия - Северная Европа степень утилизации вместимости контейнеровозов достигла 95%, а в направлении Азия - Средиземноморье - 90%. Аналитики утверждают, что линии выполнили свою задачу по повышению ставок примерно на 75% (если исходить из максимального размера повышения в 1000 $/TEU). Во всяком случае, именно так отреагировал Shanghai Containerized Freight Index (SCFI). Для направления Шанхай - Северная Европа увеличение индекса SCFI составило 753 $/TEU, а для направления Шанхай - Средиземное море - 791 $/TEU, показав более чем двукратный рост для обоих направлений. При этом, консолидированный индекс SCFI повысился только на 26,5%, поскольку на остальных направлениях перевозок ставки практически не изменились.

Несколько позже, чем на предпринятое линиями повышение, отреагировал World Container Index, рассчитываемый Drewry Maritime Research на базе спотовых ставок. Для направления Шанхай - Роттердам рост данного индекса в течение первой недели ноября составил 1453 $/FEU или 2,3 раза. При этом, до указанного повышения с начала августа, World Container Index для направления Азия - Европа показал снижение на 55%, а его среднее значение за 10 месяцев 2013 г. все еще остается ниже, чем в 2012 г. Поэтому, несмотря на ноябрьское повышение ставок аналитики Drewry считают, что его явно недостаточно, чтобы перекрыть наблюдавшееся на протяжении последних трех месяцев падение.

Еще один публикуемый SSE контейнерный фрахтовый индекс - China Containerised Freight Index (CCFI), отражающий уже не спотовые, а контрактные ставки, вообще достаточно вяло и растянуто отреагировал на предпринятое линиями повышения. В течение двух первых недель ноября композитный индекс CCFI вырос всего на 6,9%. Для североевропейских сервисов рост CCFI составил 170,42 $/TEU или 14,6%, а для средиземноморских направлений - 228,63 $/TEU или 20,2%. Более того, значения CCFI, как для североевропейских, так и средиземноморских сервисов по прежнему остаются ниже, чем в конце сентября - начале октября 2013 г.

Но, если индекс CCFI на протяжении первой половины ноября демонстрировал повышательную динамику, то индекс SCFI за тот же период успел снизиться для направления Шанхай - Северная Европа на 210 $/TEU или 14,8%, а для направления Шанхай - Средиземное море - 191 $/TEU или 12,7%. Поэтому, совершенно неудивителен новый виток повышения ставок в направлении Азия - Европа, который контейнерные перевозчики планируют предпринять с середины декабря нынешнего года. После объявления GRI в размере 975 $/TEU с 1 ноября 2013 г., компания OOCL вводит с середины декабря Revenue Restoration Program для направления Азия - Европа. Это уже восьмая попытка повышения ставок в 2013 г. На этот раз размер увеличения составляет 775 $/TEU. Также с 15 декабря GRI вводит и компания Zim Line, которая намерена повысить ставки на 750 $/TEU. Увеличение ставок затронет перевозки контейнеров из Восточной Азии (за исключением Индии) на Северную Европу, Балтику, Скандинавию, Черное море, Средиземноморье и Адриатику. Днем позже очередное GRI в размере750 USD/TEU вводит и компания Hapag-Lloyd.

Повышение распространяется на все грузы и все типы контейнеров, следующие из портов Азии (за исключением Японии) на Северную Европу, Средиземное и Черное моря. Кроме того, компания Hapag-Lloyd объявила о введении с 1 декабря «зимней надбавки» на Санкт-Петербург и Усть-Лугу. Размер надбавки составит 70 $/TEU на трейдах, где океанские ставки котируются в долларах, и 50 €/TEU на трейдах, где океанские ставки котируются в европейской валюте. Аналогичное решение приняла и Mediterranean Shipping Company, объявившая об установлении «зимней надбавки» в размере 100 $/TEU и 200 $/FEU на транспортировку контейнеров с Дальнего Востока в Санкт-Петербург на период с 1 декабря 2013 по 31 марта 2014 гг.

Вполне возможно, что предпринимаемые контейнерными линиями очередные повышения ставок будут адекватно восприняты грузоотправителями, понимающими, что большинство перевозчиков работают на уровне ниже рентабельности. А при убыточном уровне ставок, многие перевозчики рискуют оказаться не в состоянии поддерживать необходимый уровень своих сервисов в 2014 г., что противоречит интересам тех же грузоотправителей. В любом случае, ноябрьское повышение ставок имело положительный психологический эффект, поскольку именно на этот период приходится традиционный пересмотр уровня ставок на предстоящий год.

Контейнерооборот некоторых портов мира за январь-октябрь 2013 г.

Порт/страна

Контейнерооборот янв.-октябрь 2013 г., TEU

Изменение (+) (-),

2013/2012, %

Морские порты КНР

140050,0

+7,3

Сингапур

27120,0

+2,6

Гонконг (КНР)

18300,0

-5,4

Лос-Анджелес (США)

6530,0

-6,8

Лонг Бич (США)

5580,0

+12,3

Порты РФ

4440,0

+6,0

Большой порт С.-Петербург (РФ)

2100,0

-

Владивосток (РФ)

673,0

+18,0

НМТП (РФ)

603,0

+12,0

ВСК (РФ)

391,0

+19,0

Порты Украины

648,4

+7,5

Рига (Латвия)

318,6

+4,5

Таллин (Эстония)

212,7

+11,0

Источники: Fairplay, SeaNews, PortNews

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}