Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
23.11.2010 :: 17:32
РФ сделает из Украины второй Ливан?
Сергей Петров

В Украине начал формироваться рынок перепродажи российской и казахстанской нефти. Если эта затея удастся, Украина может стать восточноевропейским аналогом Ливана - крупнейшего в мире нефтяного транзитера и перекупщика.

Правительство Украины, судя по всему, не сможет добиться от руководства РФ новых преференций в виде снижения цены на газ. Но в то же время Москва успешно организует некую интригу, целью которой является убедить Киев в возможности получения дополнительных доходов от перекупки российской нефти.

Причем внешне эти события
напоминали некий конфликт вокруг объемов транзита российской нефти украинскими трубопроводами. В сентябре 2010 г. Киев официально обнародовал намерение перераспределить проходящие по территории Украины транзитные нефтепотоки. В возможность решения этой задачи мало кто верил. Слишком большими казались ставки в этой игре: или новые варианты нефтяных потоков, или - компенсация Москвой Киеву «убытков» от не выполнения ранее данных обещаний о газовых дотациях. Ведь еще летом 2010 г. стало ясно, что цена газа меняться не будет. И Киев рискнул пойти на игру, направленную на возврат «положенного»: отыграться если не на газовом, то хотя бы на нефтеторговом «поле».

Затеянное Минтопэнерго Украины перенаправление нефтяных потоков состоит из двух этапов. Первый - прекращение в 2011 г. поставок 3 млн. т нефти в год из Азербайджана на Кременчугский НПЗ по маршруту Южный - Кременчуг. Согласно новым соглашениям с Казахстаном, вместо этого потока в обратном направлении Мичурин (РФ) - Кременчуг - Южный пойдут транзитом на экспорт 8 млн. т нефти в год. Азербайджан, по логике комбинации, продолжит продажу своей нефти Кременчугскому НПЗ (владелец группа «Приват»). Однако, в будущем году эти 3 млн. т пойдут не в Кременчуг, а в трубопровод Одесса - Броды, для подкачки к принадлежащих той же группе «Приват» Надвирянскому и Дрогобычскому НПЗ. Их суммарная фактическая мощность составляет 3,7 млн. т. Это почти отвечает объему азербайджанских поставок, которых явно не хватало для Кременчугского НПЗ с мощностью 17 млн. т в год.

По экспертным оценкам вместо азербайджанских поставщиков, снабжением этого завода рассчитывают заняться конкуренты доминирующих в Украине российских нефтекомпаний «Лукойл» и ТНК ВР. Такие, например, как более близкие к Кремлю «Газпромнефть» или «Сургутнефтегаз». Зачем этим компаниям, полностью подконтрольным ближайшему окружению премьер-министра РФ, Украина - рынок, на котором ни «Газпромнефть», ни «Сургутнефтегаз» никогда не работали? И зачем выпускать на мировые рынки через территорию РФ дополнительные объемы нефти из Казахстана, конкурентные российскому экспорту? Вполне четкий ответ на эти два главных вопроса можно найти во втором этапе перенаправления нефтяных потоков проходящих через Украину.

Этот второй этап состоит в реализации трехсторонних соглашений межу Венесуэлой, Украиной и Беларусью, которые предусматривают начало поставки в Беларусь 10 млн. т нефти в год. Как и в случае с первым этапом, второй также выглядит прямым ударом по компании ТНК ВР - крупнейшему частному акционеру российско-белорусской НК «Славнефть». Половина ее акций принадлежит госконцерну «Белнефтехим». Не имея собственных ресурсов сырья, концерн многие годы оказывался в роли «просителя» у ТНК ВР, добиваясь максимальной загрузки входящих в «Славнефть» Мозырского и Новополоцкого НПЗ. Но российские поставки на эти НПЗ постоянно были жертвой политических противоречий, то и дело возникающих между Москвой и Минском. Противоречия порой доходили до нефтяных блокад, последняя из которых произошла в 2007 г. Она привела к полному прекращению экспорта российской нефти в Венгрию Чехию, Словакию и Сербию.

В этом году, похоже, Москва все-таки нашла способ обуздать строптивого президента Беларуси, подтолкнув его на соглашение с Венесуэлой - новым российским партнером в Латинской Америке, который без поставок российского оружия обречен проиграть Колумбии борьбу за контроль над приграничными территориями. На первых порах, белорусско-венесуэльский проект выглядел аффронтом по отношению к Кремлю. Минск искренне рассчитывал решить свои проблемы прямыми поставками венесуэльской нефти через Украину и страны Балтии.

С подписанием окончательных контрактов все оказалось с точностью до наоборот. Нефтетрейдеры Балтии от участия в проекте отказались. А венесуэльская нефтекомпания PDVSA заявила, что будет закупать нефть для поставок в Беларусь у третьих стран. «Это будут не прямые поставки из Венесуэлы, а закупки нефти на рынке краткосрочных своп-поставок, которые будут заключаться с производителями нефти из РФ, Украины, Казахстана и других государств», - заявил в начале ноября белорусский вице-премьер Владимир Семашко.

Крупнейшие в Восточной Европе точки реализации своп-поставок - это российский порт Новороссийск (отгружает сорта нефти Urals и CPC bland), а также грузинский порт Супса и хорватский порт Омишаль (работают, соответственно, с сортами Sobco и Libyan Light). Исходя из этого, венесуэльская компания, теоретически, могла заменить свои прямые поставки в Беларусь более близкими к покупателю поставщиками ливийской или каспийской нефти. Однако, 18 ноября, когда МТП «Южный» принял танкер с нефтью для прокачки по нефтепроводу «Одесса - Броды» в Беларусь, в ней оказался… российский сорт Urals.

Такие детали нового нефтяного проекта между Украиной, Венесуэлой и Беларусью показали истинную природу происходящего. Во-первых - никакой нефтяной независимости от РФ Минск не получает. Он получает две новых формы зависимости. Первая, транзитная - от Украины. В любой момент эти услуги могут обрасти «шероховатостями». И вторая форма - торгово-расчетная. Ведь раньше Минску приходилось иметь дело, в основном, с корпорацией «Славнефть», в которой у него половина акций. Сейчас все будет сложнее, поскольку Беларуси придется иметь дело украинскими и оффшорными компаниями, которые планируют заняться перепродажей российской или казахстанской нефти, в рамках «венесуэльского проекта».

Любопытно, что первой «жертвой» этого проекта станет ЕС. Поскольку, как в хорошо организованном спектакле, сразу после начала транзита нефти через Украину в Беларусь официальные представители правительства РФ уточнили, что эти поставки - ни что иное, как блокирование и реверс нефтепровода «Дружба» на украинском участке Броды - Мозырь, в связи с чем, РФ готова отказаться от его использования. «Мощности новых российских нефтетерминалов на Балтийском море позволят безболезненно отказаться от этого маршрута», - заявил представитель Минтопэнерго РФ. При этом он не уточнил, кто в таком случае будет снабжать российской нефтью НПЗ Центральной Европы. И европейцам осталось лишь гадать, кто это будет - корпорации MOL и Orlen, контролирующие НПЗ в Венгрии, Словакии и Чехии, или же, российская «Газпромнефть» которая стремится усилить контроль над НПЗ Панчево в Сербии и Кременчугским НПЗ в Украине.

Украина, также, может пострадать от своего участия в новой российской нефтяной авантюре. Ведь «победа» Минска над российскими экспортерами нефти грозит Украине превращением в страну, находящуюся в критической зависимости от не очень прозрачных транзитных сделок с большими объемами ресурсов. Защищая такую перспективу, можно апеллировать, разве что к опыту Ливана - ведущему в мире государству-транзитеру трубопроводной нефти, который ежегодно отгружает на терминалах Триполи и Тир более 80 млн. т аравийской нефти. Не взирая на гигантский транзит, в этой стране, как и в Украине, нет ни полноценной нефтяной биржи, ни механизма ценовых котировок, ни механизма фискального контроля над ведущими оффшорными транзитерами.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}