Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
23.06.2008 :: 13:13
Раздел Азова: кому достанется нефть?
Максим Коротанов

На минувшей неделе нефтяная компания «Лукойл» заявила об активизации добычи нефти и газа в российской части Азовского моря.

«Совместно с «Роснефтью» мы открыли ряд месторождений на азовском шельфе, и в этом году наше СП начнет бурить уже вторую разведочную скважину. Надеемся, что и в Азовском море «Лукойл» сможет сформировать новую нефтяную провинцию. Это позволит стабильно иметь свой объем добычи нефти в этом уникальном регионе, который сегодня зависит от внешних поставок энергоресурсов», - заявил глава «Лукойла» Вагит Алекперов.

Более
07.07.2023
Британська розвідка назвала мету нового угруповання російського флоту в Азовському морі

13.09.2023
Кордон України з Польщею від початку війни перетнули понад 15 млн. осіб

13.08.2023
Понад 4 млн. т українських вантажів прийняли порти Туреччини у І півріччі 2023 р.

18.10.2023
В румунському порту Констанца створять п’ять якірних стоянок для перевалки українського зерна

26.07.2023
П’ять портів у країнах Балтії готові долучитися до експорту українського зерна
детально заявление «Лукойла» российской прессе изложил начальник отдела добычи нефти этой компании Юрий Иконников: «Компания «Приазовнефть», СП «Лукойла» и «Роснефти» получила положительный результат бурения. Дала приток газонефтяной смеси первая же разведочная скважина на Темрюкско-Ахтарском участке шельфа Краснодарского края, заложенная в 12 км от берега Азова в декабре 2007 г. Правда, еще не проведены производственные испытания, результаты которых будут известны к ноябрю этого года». По предположению Ю.Иконникова, запасы первого небольшого месторождения в 2009 г. будут утверждены на уровне около 5 млн. т нефтяного эквивалента. В целом, лицензионный портфель «Приазовнефти» состоит из структур Прибрежная-море, Геленджикская-море и Тиздар-море, прогнозные ресурсы которых составляют 48,9 млн. т нефти и 27,2 млрд. куб. м газа.

Фактически заявленный «Лукойлом» проект - первая российская нефтяная скважина на шельфе Азовского моря. До настоящего времени серьезную промышленную добычу в его акватории вело только украинское государственное ГАО «Черноморнефтегаз» (ГАО ЧНГ). Правда, попытки начать крупную добычу в море предпринимала компания «КубаньГазпром», на балансе которой находится открытое еще в 1972 г. прибережное Бейсугское месторождение озера Ханское. Но освоение этого месторождения остановилось на стадии диагонального бурения с берега.

Что касается украинского ЧНГ, то он явно не ограничился аналогичной работой с подобным прибережным месторождением Стрелкове в центре Арабатской стрелки. В начале этого десятилетия компания начала промышленную разработку небольшого Восточно-Казантипского месторождения газа, поставив в 30 км от Керченского полуострова полупогружную буровую платформу производства керченского завода «Залив».

Затем, в середине этого десятилетия ЧНГ ввела в строй бесплатформенные газовые промыслы на Северо-Казантипском, Восточно-Керченском и Северо-Керченском месторождениях. Суммарный запас месторождений был паспортизирован в объеме 324,8 млн. т газа в нефтяном эквиваленте. Дебет сухого газа с этих месторождений, поступающего по соединительным газопроводам в Керчь, в минувшем году превысил 0,5 млрд. куб. м в год. Разработка новых месторождений позволила ЧНГ прекратить поставку газа из континентальной Украины в газопровод Джанкой – Феодосия - Керчь и полностью запитать потребление этой части Крыма собственным ресурсом.

До нынешнего проекта «Приазовнефти», единственным конкурентом украинского ГАО ЧНГ на рынке освоения шельфа Азова, являлась одноименная частная российская компания ЗАО «Черноморнефтегаз» (ЗАО ЧНГ). Владельцем ЗАО является меткомбинат «НЛМК» Владимира Лисина и Алишера Усманова, а также компании группы Hermitage Petroleum, работающие на Туапсинском нефтяном терминале.

Портфель российского ЧНГ состоит из 3 лицензий. Одна из них охватывает нефтегазоносную площадь Поднятие Паласа, которая расположена в Черном море на южном траверзе Керченского пролива. Две других лицензионных площади ЗАО ЧНГ охватывают Палеозойский и Высокосный блок шельфа, которые расположены в географическом центре Азовского моря - буквально на стыке условной линии прохождения водных государственных границ Украины и РФ.

Зыбкий приграничный статус азовских лицензий долгое время было главным фактором, который сдерживал развитие российского ЗАО ЧНГ, одновременно, предоставляя шансы на опережение украинскому предприятию. В отличие от своих коллег из РФ, только разведавших на Азове до десяти месторождений, отечественная компания, если не считать трех выше указанных рабочих площадок, к середине текущего десятилетия смогла далеко продвинуться в разведке - открыла одно месторождение в центре моря (структуру Морская-1), а также выявила и подготовила к бурению три блока шельфа, расположенные в 11-130 км от берега Запорожской области (Бирючья, Южно-Бердянская и Матросская).

Из-за приграничного фактора к 2002 г. ГАО ЧНГ удалось заключить договор о совместной деятельности только по одной из этих структур - Бирючьей, которая, по оценкам, состоит из 6 небольших газовых месторождений. Партнером ЧНГ по его освоению стала малоизвестная канадская компания Shelton. Отсутствие у партнеров опыта в добыче привело к тому, что в 2007 г. представители Shelton и ЧНГ заявили о фиаско «сухого бурения»: «Первая скважина достигла глубины 1700 м, промежуточная колонна обсадных труб была установлена на глубине 1400 м, но в результате зондирования скважины были обнаружены толстые слои пористого песчаника, нижние слои которого заполнены водой. Следы нефти и газа не обнаружены. Но, несмотря на неудачу, качественные и количественные характеристики потенциальной коллекторной породы признаны перспективными показателями вероятного наличия углеводородов». Представители двух компаний заверили, что также заложат на блоке вторую буровую скважину.

Но в целом, до нынешнего проекта «Лукойла», ни на украинскую, ни российскую часть акватории Азовского моря крупные инвесторы не шли – в основном из-за «закрытости» Центрального Азова и приграничного фактора. Частично удалось урегулировать эту проблему в 2003 г. Тогда при содействии бывшего главы МИД Украины, а ныне заместителя главы СНБО Константина Грищенко был подписан и парафирован украинско-российский договор «О сотрудничестве по совместному использованию Азовского моря и Керченского пролива».

Но этот договор лишь декоративно коснулся проблемы взаимных госгарантий имущественной принадлежности ресурсов приграничного шельфа. Кризис вокруг острова Тузла в 2003-2004 гг. и экологическая катастрофа 2007 г. эту проблему порядком обострили.

Сегодня, судя по всему, в переговорах о границах на Азове и гарантиях неприкосновенности ресурсов наметился очередной сдвиг в пользу российской стороны. Об этом говорит не только удачно стартовавший проект «Лукойла», но и недавнее решение президента Виктора Ющенко о назначении Константина Грищенко, отличившегося на тематике Азова, на должность нового посла Украины в РФ.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}