13.01.2009 :: 12:56
Железные дороги СНГ и Балтии: курс на повышение тарифов
Сергей Баталин
Несмотря на мировой финансовый кризис и падение спроса на услуги железных дорог, практически все операторы данного рынка на постсоветском пространстве объявили о планах повышения тарифов на грузоперевозки в 2009 г.
УЗ: рост тарифов необходим
О необходимости повышения расценок на перевозку грузов в Минтранссвязи заговорили еще летом прошлого года. В течение 2009 г. тарифы планировалось поднять на 15-30%: по одной из версий - простой индексацией в несколько этапов в среднем на 5-7% в квартал, по другой - благодаря введению в действие нового «Сборника тарифов на перевозку грузов».
Основной отличительной особенностью нового Сборника является разделение себестоимости тарифа на три составляющие - инфраструктурную, локомотивную и вагонную. При этом при перевозке грузов в собственных вагонах предприятия предполагается взимать плату только за пользование инфраструктурной и локомотивной составляющей, что позволит «частникам» экономить. Сборник предполагал повышение тарифов на 23%, что дало бы отрасли дополнительно 7,5 млрд. грн.
Однако вскоре железнодорожники заявили, что базовые тарифы данного Сборника были сформированы на основании себестоимости грузовых перевозок, которая сложилась в первом полугодии 2008 г., поэтому их надо пересмотреть с учетом возросшей инфляции. После этого в дело вмещался мировой финансовый кризис, и в Кабмине заговорили о снижении тарифов. Осенью под нажимом правительства железнодорожники вынуждены были понизить расценки на перевозку целого ряда грузов, чтобы компенсировать падение производства предприятий ГМК.
При этом производители металлургической продукции и железнодорожной техники, несмотря на падение объемов заказов, не планируют снижать цены. Более того, они перекладывают свои проблемы на плечи Кабмина. В конце 2008 г. основные поставщики метпродукции обратились к правительству с просьбой профинансировать из госбюджета закупки техники и сырья для УЗ. Судя по всему, по старым завышенным ценам.
Не следует сбрасывать со счетов и лоббистские возможности других министерств, которые будут противодействовать инициативам Минтранссвязи по повышению тарифов. Например, Минагрополитики еще в начале декабря 2008 г. объявило, что тарифы на перевозку зерна и обработку грузов в портах должны быть пересмотрены в сторону снижения на 20-30%. «В части уменьшения стоимости услуг по перевозке зерна по территории страны министерство не просто поддерживает предложения экспортеров, а вместе с экспортерами отработало все составляющие, которые удорожают услуги при перевозке и обработке зерна, в частности, на сегодня подготовлен проект решения правительства, которым предусматривается уменьшение стоимости услуг Главной государственной инспекции по карантину растений при экспорте зерна. С аналогичными предложениями мы обращаемся к правительству в части уменьшения тарифов на перевозку зерна железной дорогой и уменьшения платы за услуги при перевалке зерна в портах», - заявил министр агрополитики Юрий Мельник.
Пока ситуация с тарифами для аграриев не ясна, но вполне возможно, что уже к концу весны, когда станут ясны перспективы будущего урожая, они «додавят» Кабмин, и расценки все же снизят. Многое будет зависеть от введения в действие нового тарифного Сборника. При Минтранссвязи создана рабочая группа по его доработке из представителей всех заинтересованных ведомств. По неофициальной информации, тарифная реформа перенесена как минимум на 1 апреля.
В то же время определенные изменения в тарифной политике в начале 2009 г. все-таки следует ожидать. Повысится в 1,5-1,75 раза стоимость транспортировки некоторых транзитных грузов в зависимости от номенклатуры: российских рудных грузов на Ренийский МТП; казахской сырой нефти и сжиженных газов, российского мазута и зерна - на порты Украины; черных металлов - на порты «Большой Одессы».
Для Одесского порта существенным фактором станет понижение на 30% тарифа на перевозку транзитом сахара-сырца направлением на РФ, для Днепро-Бугского порта - снижение на 16% стоимости перевозки глинозема направлением на Таджикистан. Предусмотрен также понижающий коэффициент 0,85 на перевозку российских удобрений в направлении ООО «Трансинвестсервис» - крупнейшего в Украине частного морского перевалочного комплекса в акватории порта Южный.
РФ и страны Балтии
В России «тарифная» интрига длилась до последнего момента. Правительственные чиновники вплоть до конца декабря заявляли, что цены на перевозки повышаться не будут (в середине 2008 г. планировалось, что тарифы увеличат на 18,7%). «ОАО «РЖД» ожидает в 2009 г. сокращения грузоперевозок на 19% - вместо ранее планировавшихся 6%. Исходя из этого, компания будет пересматривать инвестпрограмму и бизнес-план. В настоящее время рассматривается вопрос снижения тарифов для пользователей услугами железнодорожного транспорта в обмен на дотации железнодорожных перевозчиков из госбюджета», - заявила пресс-служба РЖД.
Однако впоследствии выяснилось, что Федеральная служба по тарифам утвердила рост цен на железнодорожные грузоперевозки: с 1 января - на 5%, с 1 июля - еще на 5,7%, что в целом по году даст 8%. Правда, по июльскому подорожанию окончательное решение еще не принято. Все будет зависеть от того, какова будет ситуация по итогам первых 6 месяцев работы. Пока же правительство РФ приняло решение о компенсации РЖД расходов в размере 50 млрд. рублей.
Также на данный вопрос повлияет инициатива Минтранса РФ о выведении из инвентарного парка всех вагонов с просроченным сроком службы и, соответственно, увеличении вагонной составляющей в тарифе на перевозки массовых грузов. Это создаст искусственный дефицит вагонов уже ко второй половине 2009 г., когда ожидается рост объемов перевозок, и приведет к убыткам РЖД в объеме более 40 млрд. руб.
Специалисты утверждают, что выведение изношенных вагонов приведет к незначительному росту цен только на массовые перевозки низкотарифных грузов - руда, уголь, стройматериалы. Дело в том, что частный сегмент на рынке ж-д перевозок в РФ оценивается в четверть рынка, причем на долю частников приходятся высокотарифные грузы, а массовыми занимается РЖД и ее дочка, поэтому выведение изношенного парка стимулирует РЖД уделять больше внимания модернизации и улучшению качества услуг. Более того, повышение тарифов в этом сегменте приведет к росту интереса со стороны частников, а это, в свою очередь, повлечет через какое-то время снижение расценок.
Повышение тарифов ожидают также в странах Балтии. Так, c 1 января в Латвии плата за пользование ж/д инфраструктурой для перевозки грузов вырастет на 13,6%, пассажиров - на 17,7%. Для грузовых поездов плата за использование публичной железнодорожной инфраструктурой определена в $11,9 (6,45 латов) за 1 км поезда, для пассажирских электропоездов - в $7,22 (3,90 латов). В среднем это приведет к повышению расценок на грузовые перевозки примерно на 5-10%.
Также изменения коснутся и транспортировки грузов в/из Калининградской области. По неофициальным данным, тарифы Литовской железной дороги для грузов, идущих в Калинградскую область, по некоторым позициям на 40% выше, чем для грузов, следующих в Клайпеду. Такое положение дел не устраивает РЖД, поэтому в ближайшее время ожидается пересмотр этих позиций.
На 20-40% ожидается рост стоимости перевозок и в Эстонии. Рост цен зависит от вида грузов. Однако представители транспортного ведомства говорят, что постоянные клиенты, чьи взаимоотношения строятся на долгосрочной основе, будут иметь преференции. В то же время эксперты считают, что данное повышение тарифов приведет к еще более существенному падению объемов перевозок российских грузов через Эстонию. |