Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
11.11.2008 :: 07:58
Придет ли в Украину газ из Ливии?
Анна Середенко

Украинские специалисты утверждают, что их проект транспортировки сжатого природного газа на суднах-контейнеровозах из Ливии самый экономически выгодный на сегодня. Более того, есть возможности реализовать его в течении двух лет. Но вопрос, найдется ли этот газ для Украины в Ливии - спорный.

Проблемы диверсификации

До 2030 г. Украина должна диверсифицировать поставки природного газа за счет добычи его за пределами страны. Таковы положения отечественной Стратегии развития нефтегазового комплекса. Как заявляют профильные чиновники, Украина
планирует участвовать в добыче углеводородов в странах Северной Африки и Иране, также возможны совместные проекты с казахами и россиянами. И если с нашими соседями переговоры носят перманентный характер, то сдерживающим фактором в реализации африканских проектов является проблема транспортировки добытого газа в Украину. Единственный путь (через морские акватории) решается на сегодня тремя способами - подводными трубопроводами или судами газовозами - в сжиженном (LNG) и сжатом состоянии (CNG).

Подводные газопроводы типа «Голубой поток», 396 км которого проложено по дну Черного моря, влекут огромные финансовые затраты, высокие эксплуатационные риски и большие трудности при проведении ремонтных работ. Транспортировать газ в сжиженном состоянии рентабельно только на большие расстояния. Недостатками LNG также являются сложные условия хранения. Кроме того, на инфраструктуру для получения, хранения и транспортировку LNG необходимы значительные энергозатраты - на сжижение газа они составляют 1,37 кВт/ч на кг. Еще одной дополнительной проблемой для Украины является проход судов LNG через Босфор.

Наиболее экономичным способом транспортировки природного газа из Северной Африки морским путем украинские специалисты считают транспортировку на специальных суднах CNG. Проект совместной разработки Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа и Национального университета кораблестроения им. адмирала Макарова, был представлен на прошлой неделе в Киеве на международной научно-технической конференции «Нефтегазовый комплекс Украины как составляющая энергетической безопасности Европы».

Ректор Ивано-Франковского университета нефти и газа Евстахий Крыжановский, представлявший проект, отметил: «Особенность технологии в том, что природный газ можно загружать на суда CNG непосредственно из месторождения, а разгружать - непосредственно в сеть потребления, что исключает необходимость капиталовложений в строительство морских трубопроводов или заводов по сжижению газа для доставки его на рынок на суднах LNG. Энергозатраты на сжатие газа - 0,58 кВт/час на кг. Основные затраты при этой технологии - сами суда CNG».

Технологии подводного обустройства морских месторождений природного газа для беспричальной загрузки углеводного сырья на суда широко применяются в мировой практике. В то же время, технология CNG еще плохо исследована, - считает Е.Крыжановский.

CNG по-украински

Авторы проекта считают, что у нас достаточно своего научно-производственного потенциала для применения технологии транспортировки CNG на судах-контейнеровозах. Е.Крыжановский так определил стратегию: «В отличие от технологии морской транспортировки на судах CNG, контейнеровоз загружается специальными модулями, вмещающими емкости для хранения сжатого газа. Загрузка природным газом может осуществляться на морских промыслах непосредственно в емкости модулей. Разгрузка - непосредственно в газотранспортную систему или подземное хранилище газа на соответствующих терминалах. Разгрузка заполненных модулей также при необходимости может проводиться в любом контейнерном терминале в морском порту Украины. А уже из порта автомобилями или ж-д транспортом модули могут транспортироваться в любой пункт страны». По его словам, в этом варианте основным объектом капиталовложений являются морские модули со специальными баллонами для сжатого природного газа.

Ивано-Франковский университет совместно с Институтом электросварки им. Патона планирует осуществлять научно-техническое сопровождение проекта. По их данным, проектантом судов-контейнеровозов может выступить Судостроительный завод «Океан» (Николаев). Конкурентоспособные баллоны высокого давления могут быть изготовлены на ОАО «Факел», ГП ПО «Южный машиностроительный завод», научно-производственном предприятии «Синтез».

Собственные конкурентоспособные специальные морские модули, как считают специалисты, могут также изготавливаться в Николаеве. По их мнению, расчетный тариф на транспортировку газа контейнеровозами из Ливии в Украину (Шкикда-Ильичевск) составит $2,2 за тыс. куб. м на 100 км, что не превышает расходов на транспортировку традиционным трубопроводным транспортом. Более того, на расстояниях свыше 600 км конкурентов кораблям СNG практически нет. Гендиректор ООО «Нефтегазстройинформатика» Леонид Униговский отметил, что по расчетам за 2007 г. стоимость транспортировки 1000 куб. м природного газа судами в сжиженном состоянии (LNG) из стран Северной Африки составляла $290.

В свою очередь, Е.Крыжановский уточнил, что наиболее быстрая реализация проекта (в течении двух-трех лет) возможна при фрахтовке контейнеровозов. Осталось разработать технико-экономическое обоснование и провести необходимые проектные работы, которое обещают взять на себя указанные научные институты. Заказчиком может выступить НАК «Нефтогаз Украины».

Газовые прения

Однако главный вопрос сегодня - судьба газовых месторождений в Ливии, обещанных ранее Украине. Как известно, Соглашение о разделе продукции (СРП) НАК «Нефтегаз Украины» и National Oil Corporation of Libya, заключенное 10 октября 2004 г., еще не ратифицировано правительством Ливии. В документе речь шла о разработке 4 блоков площадью более 200 тыс. кв. км, где прогнозные ресурсы углеводородов составляют около 110 млн. т нефти и 30 млрд. куб. м природного газа. В ходе визита в Триполи Президента Украины в апреле этого года обсуждался вопрос о возобновлении работ по разведке и добыче нефти и газа на территории Ливии. Но в июле Муаммар Каддафи уже обсуждал с председателем правления ОАО «Газпром» (РФ) Алексеем Миллером приобретение ливийских свободных объемов углеводородов по конкурентным ценам. Тогда и возникли разговоры о том, что «Газпром» претендует на месторождения, зарезервированные за НАК «Нефтегаз».

Не разрешил этот вопрос и трехдневный визит на прошлой неделе в Киев ливийского лидера. С Президентом Украины обсуждались вопросы авиа-, нефтегазового и военно-технического сотрудничества. Но вопрос о судьбе газовых месторождений в Ливии, на которые претендует Украина, публично озвучен не был.

Еще две проблемы на пути реализации украинского CNG-проекта - разговоры о проведении конкурса на газоносные участки среди компаний-претендентов и неблагоприятное финансовое состояние НАК «Нефтегаз Украины», о котором в компании говорят открыто. Первый замглавы правления «Нефтегаза Украины» Вадим Чупрун на днях заявил, что риски по разведке имеющегося блока в Ливии очень высоки, поскольку ливийская сторона предлагает Украине заново принять участие в тендере на разработку блока, в свое время предоставленного НАК.

Как отметили в «Нефтегазе», такие условия приемлемы только в случае, если ливийская сторона выставит на тендер дополнительно еще два блока. В то же время что делать с этим «богатством», в «Нефтегазе», похоже, представляют плохо. В.Чупрун посетовал, что только для проведения трехмерной сейсморазведки для одного нефтегазового блока в Ливии необходимо около $15 млн.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}