Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Отраслевая политика
01.07.2009 :: 15:59
Порты готовят к банкротству?
Анна Середенко

Кабмин создал очередной заслон для прихода инвесторов в морскую отрасль, а Минэкономики пытается лишить порты значительной доли доходов.

Ассоциация «Укрпорт» просит Юлию Тимошенко принять безотлагательные меры «по утверждению взвешенной госполитики по привлечению инвестиций в портовую отрасль, с использованием существующих организационно-правовых форм сотрудничества госпредприятий и частных инвесторов». Как говорится в обращении президента ассоциации Владимира Иванова, - в условиях отсутствия господдержки, порты были вынуждены, для привлечения инвесторов, использовать
предусмотренные законодательством формы - совместную деятельность, аренду, управление, из которых, наиболее отработанной и гибкой, является совместная деятельность.

Очевидно, что, обращаясь к Ю.Тимошенко, портовики хотят добиться корректировки политики Минтранссвязи, об отказе от договоров совместной деятельности (СД). При Иосифе Винском, официальное решение об отказе от СД было принято 23 октября 2008 г., на коллегии «Укрморречфлота». 31 октября приказ №152, об утверждении этого решения, подписал тогдашний глава этого ведомства Владимир Работнев. В частности, начальникам портов было поручено до 1 января 2009 г. «проработать совместно с компаниями новый формат правоотношений», а также «исключить любые предложения по заключению договоров совместной деятельности», со сроком исполнения «постоянно».

После этого, ассоциация «Укрпорт» несколько раз обращалась к министру с предложением пересмотреть это решение, которое противоречит законодательству. В.Иванов обращал внимание главы ведомства, что такая форма, как совместная деятельность, законодательно предусмотрена, но Гражданский Кодекс не предусматривает такой вид договорных отношений как «договор об инвестициях», а Хозяйственный Кодекс регламентирует иностранные инвестиции, только как вид внешнеэкономической деятельности.

Здесь стоит отметить, что каждый из трех десятков договоров СД, в морских портах, имеет свои индивидуальные особенности. В зависимости от того, какие цели ставил в свое время тот или иной министр транспорта, согласовывая договор. И многие договора СД выгодны для госпредприятий.

И вот что странно. Ассоциация «Укрпорт», еще в 2008 г., предложила на рассмотрение Минтранссвязи проект «Типового договора о совместной (инвестиционной) деятельности в морских торговых портах Украины». Две главные позиции этого документа: совместная деятельность осуществляется под общим руководством и контролем порта и доля порта в СД должна быть не менее 50%. Причем предусмотрено даже то, что платежные поручения подписывают одновременно и представитель порта и участник СД.

Но в итоге, Минтранссвязи так и не учло эти предложения. Тем самым, И.Винский проигнорировал поручение первого вице-премьера Александра Турчинова от 08 октября 2008 г. №35857/5/1-08, согласно которому министерства должны были подготовить форму типового договора о совместной деятельности с участием госпредприятий.

При этом, транспортное ведомство было настроено против совместной деятельности более радикально, чем Кабмин. Напомним, что 7 мая 2008 г. Юлия Тимошенко подписала распоряжение №703-р «Вопросы подписания некоторых договоров». Сразу отметим, что начальники нескольких портов сообщили tbu.com.ua, что после этого распоряжения КМУ, заключение договоров с инвесторами стало невозможно. Поскольку было предусмотрено, что госпредприятия должны заключать договоры о совместной (в частности инвестиционной) деятельности, договоры комиссии, поручения, управления имуществом «исключительно на основании соответствующих решений Кабинета Министров». А «пробить» такое решение дорогого стоит.

Но в отношении расторжения ранее подписанных договоров СД, в распоряжении №703 речь шла только о тех, «следствием которых может быть отчуждение госимущества». К тому же, 16 мая 2008 г., решением СНБО были утверждены меры по развитию Украины как морской державы. В этом документе, утвержденном Указом Президента №463/2008, было предусмотрено «совершенствование нормативно-правового обеспечения использования госимущества во время совместной деятельности в морских портах».

То есть, ни Президент, ни Премьер-министр категорически не ставили вопрос расторжения всех договоров СД. По странному совпадению именно 17 июня, когда истекал трехмесячный срок исполнения поручения о расторжении договоров СД, И.Винский подал в отставку.

Новым сюрпризом, для предприятий госсектора, в начале июня, стало обнародование постановления Кабмина №530 «Вопросы привлечения инвестиций госпредприятиями, учреждениями и организациями», которым был утвержден порядок проведения аукциона по привлечению инвесторов. Документ датирован еще 17 апреля, т.е. его порядковый номер должен быть в районе 350-370, но был опубликован только 3 июня. Опять же, начальники нескольких портов отметили, что этот документ делает невозможным привлечение инвесторов. Только на прохождение официальных процедур, при самом благоприятном режиме и непротивлении чиновников разных уровней, необходимо 130 дней.

Если же дойдет до самого аукциона, то победителем становится участник, который предложил наибольшую плату за получение права на подписание инвестиционного договора. Эта плата перечисляется в бюджет, ее размер не влияет на долю предприятия в инвестиционной деятельности. Логичнее было бы, при прочих равных условиях (финансовые возможности, квалификация, опыт работы и т.п.) сделать главным условием оптимальный срок реализации, при необходимом техническом уровне и наилучших финансово-экономических результатах, как в процессе создания объекта, так и при дальнейшей эксплуатации.

Кроме того, непонятно почему не утвержден типовой инвестиционный договор и почему его проект должно готовить предприятие (в нашем случае порт). Ведь отсутствие типового договора, позволит чиновникам, на этапе его прохождения, искусственно тормозить его согласование.

Стоит отметить, что эта схема распространяется на все госпредприятия, но очень напоминает разработанный Минтранссвязи и обнародованный на сайте ведомства еще 3 декабря 2008 г. проект постановления Кабмина «Об утверждении порядка проведения конкурса с элементами аукциона по привлечению инвесторов для строительства и/или реконструкции объектов предприятий транспортной отрасли, находящихся в сфере управления Минтранссвязи». Главную суть этой инициативы пояснил, на коллегии ведомства 26 января 2009 г., замминстра Игорь Урбанский: «Победителем объявляется та компания, которая предложила наибольшую сумму единоразового платежа. Данная сумма платится за право вхождения в бизнес и начисляется в специальный фонд Минтранссвязи».

Очень, похоже, что пытаясь реализовать свои планы в отношении портов, бывший министр транспорта предложил модель, поддержанную в итоге Кабмином, которая делает весьма проблематичным приход инвесторов во всем госсекторе Украины.

Усложнение процедуры привлечения инвестиций, сопровождается попытками лишить порты даже их нынешних доходов. Так в середине июня, в Минэкономики состоялось совещание, на котором обсуждалась возможность перевода поступлений целевых портовых сборов в казначейство. Их доля зависит от специфики и расположения портов. Например, в Мариупольском - 25%, Одесском - 20%, Ильичевском - 15%, Измаильском - 5%. Суммарно цена вопроса - около 1,5 млрд. грн.

Это целевые сборы за заходы судов - канальный, причальный, корабельный, маячный и др, то есть плата за услуги пусть государственного, но коммерческого предприятия. А значит, в нынешних условиях это может стать проблемой аналогичной возврату НДС экспортерам. Неизбежно возникнет проблема возврата денег портам, например, на содержание подходных каналов, причалов, навигационного оборудования, поддержание глубин и т.п. Если эти планы Кабмина будут реализованы, то не исключено, что уже через полгода мы услышим о необходимости приватизации убыточных госпортов.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}