Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
12.05.2010 :: 16:17
Почему Лукашенко разменял Клайпеду на Одессу
Сергей Петров

Выбор для транзита венесуэльской нефти между портами Одессы и Клайпеды был сделан в пользу украинского порта отнюдь не из экономической целесообразности, а, скорее, из расчета возможного применения санкций со стороны США - в Украине, при нынешней власти, американские санкции будет реализовать сложнее, чем в Литве.

Поставка первой танкерной партии нефти из Венесуэлы для Беларуси в Одесский МТП, с последующим железнодорожным транзитом на Мозырский НПЗ концерна «Белнефтехим», была начата 24 апреля. Основанием для поставок стал подписанный 15 марта контракт между венесуэльской государственной нефтекомпанией PDVSA и ЗАО «Белорусская нефтяная компания БНК» концерна «Белнефтехим». Контракт стал вторым шагом, после создания в Венесуэле в 2007 г. нефтедобывающего СП Petrolera BeloVenesolana. Если второй шаг будет мирным и транзит пойдет успешно, стороны предпримут третий шаг: в пропорциях 75% и 25% соответственно создадут торговое СП для реализации нефтепродуктов в Беларуси и соседних с ней странах.

Первоначально, сразу после создания добывающего СП, подразумевалось что легкие сорта нефти из Венесуэлы начнут поступать в Беларусь либо по схеме замещения, либо через литовский нефтетерминал Klaipedos Nafta. Однако, проведенный в 2007 г. властями США арест зарубежных счетов «Белнефтехим» исключил использование этого терминала. Более 70% его акций принадлежит вполне лояльному по отношению к США правительству Литвы. Еще 11,3% акций владеет компания Osman Trading (Дубаи), а остальной пакет распределен между мелкими европейскими частными акционерами-операторами поставок.

По неофициальным данным, при проработке перспектив литовского транзитного контракта большинство этих соучредителей были признаны очень чувствительными к механизму американских санкций. В то же время, использование нефтегавани Одесского морского порта обещало «Белнефтехиму» более высокую стабильность. Эта нефтегавань находится в совместном использовании государства и днепропетровского ЗАО «Синтез Ойл», которое является собственностью ряда кипрских оффшорных компаний, а те в свою очередь принадлежат гражданам Израиля. В то же время, по причине специфики американо-израильских отношений, инвестиции граждан Израиля считаются «труднодосягаемыми» для санкций со стороны правительства США.

Последнее обстоятельство очень устраивает власти Беларуси, поскольку в течении последних месяцев политика санкций ужесточилась. Ровно за месяц до заключения венесуэльско-белорусского контракта, 16 февраля, Офис контроля иностранных активов Министерства финансов США (OFAC) обнародовал дополнение к 5-й главе Кодекса федерального регулирования (CFR) США, расширив его новым 548-м разделом Belarus Sanctions Regulations.

Этот документ определил новый, более жесткий, чем ранее, механизм регулирования санкций в отношении Беларуси. Первое из изменений - имущество какого рода подлежит блокировке и аресту; второе - какие юридические процедуры должны осуществляется на территории США, а какие в отношении американских предприятий за рубежом; третье - что должно происходить со средствами на замороженных счетах; четвертое - как будут начисляются проценты на арестованное имущество; пятое - какой будет порядок ареста недвижимости и кто понесет расходы по ее содержанию. Кроме этого, новый «белорусский» раздел Кодекса CFR в своей результативной части установил тарифную сетку штрафов за нарушение этого распоряжения, а также, определил юридический порядок вывода активов из-под силы действия указанного документа.

До принятия «548 раздела» основным инструментом американской политики санкций в отношении Беларуси являлся документ прямого действия, оставлявший место для юридических лазеек - это распоряжение президента США №13405 от 16 июня 2007 г. «О блокировке собственности отдельных лиц, подрывающих демократические процессы в Беларуси». Впервые этот документ был введен в действие в ноябре 2007 г., когда были арестованы зарубежные счета концерна «Белнефтехим». В последствии, в 2008-2009 гг., санкции были расширены на все родственные предприятия с участием капитала этого концерна. После прихода к власти администрации Барака Обамы, политика санкций еще более ужесточилась: параллельно с дополнениями к Кодексу CFR, американские законодатели одобрили законопроект конгрессмена Илеаны Рос-Лехтинен «Акт об учете белорусских поставок вооружений».

19 апреля, за неделю до начала венесуэльского транзита нефти через Одессу, новые меры OFAC были впервые озвучены на официальном уровне. Их смысл раскрыла советник заместителя госсекретаря Карен Стюарт (бывший посол США в Беларуси), которая заявила, что в новой политике США в отношении Минска много преемственности: «Мы по-прежнему обеспокоены ограничением свободы слова и прессы в стране, нас беспокоят последние события, связанные с обысками в квартирах независимых журналистов. Ранее США, отреагировав на изменения, позволили двум кампаниям концерна «Белнефтехим» вести у нас торговую деятельность. Это была разумная реакция на тот момент… Но правда в том, что в Беларуси нет никакого прогресса», - пояснила Карен Стюарт.

Все эти нюансы делают вполне вероятным применение американских санкций и к предприятиям «Белнефтехима», и к его вероятным украинским партнерам. При этом, кроме существенных внешнеполитических рисков, в Украине вокруг транзита венесуэльской нефти создались не менее сложные внутриполитические расклады. Параллельно с заключением в Каракасе 15 марта венесуэло-белорусского контракта, в Киеве состоялось XVIII заседание Межправительственной украинско-белорусской смешанной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества. По ее итогам, Кабмин поручил Минтопэнерго до 1 июня 2010 г. подготовить предложения по транспортировке нефти на Мозырский НПЗ с использованием украинских и белорусских нефтепроводов - украинского нефтепровода «Одесса-Броды» и одной из веток нефтепровода «Дружба» на участке Гомель-Броды.

Этот вариант транзита нефти через Одессу в Беларусь, на первый взгляд, кажется кажется вполне реальным, поскольку официально он был наработан правительством Виктора Януковича еще осенью 2004 г. по инициативе вице-премьер-министра по вопросам ТЭК Андрея Клюева. Однако сегодня на деле все не так просто, поскольку украинское Минтопэнерго пока воздерживается от любых комментариев данного поручения. Дело в том, что глава этого ведомства Юрий Бойко, слывет принципиальным оппонентом Андрея Клюева. Кроме этого, Ю.Бойко в 2002-2003 гг. считался убежденным приверженцем использования нефтепровода «Одесса-Броды» не в интересах Беларуси или стран ЕС, а наоборот, в интересах российской компании ТНК ВР и кипрского оффшора Kollide Ltd.

Такую приверженность министра можно довольно просто объяснить. Представительство Kollide Ltd. в РФ расположено в Москве по ул. Новый Арбат 14, в одном офисе с представительством близкой к Ю.Бойко оффшорной газотрейдерной компании Eural Trans Gas KFT. В подтверждение такого совпадения, в марте этого года, по представлению Ю.Бойко один из директоров компании Kollide Ltd. Юрий Борисов был назначен на весьма влиятельную в нефтегазовом секторе должность (главы правления ДП «Газвыдобування» НАК «Нафтогаз Украины»). По всей видимости, по причине этих, других и третьих, не менее впечатляющих совпадений, на протяжении длительного периода 2001-2008 гг. оффшору Kollide и ТНК ВР удавалось использовать Одесса-Броды в своих интересах, безо всякой оглядки на интересы Беларуси.

В последнем моменте, судя по всему, и заключалась главная и глубокая корпоративная интрига ныне нарастающего белорусского нефтяного транзита через Украину. Верхушка этой интриги - российская ТНК ВР совместно с концерном «Белнефтехим» владеет 47% акций российско-белорусского нефтяного гиганта «Славнефть» (Беларусь внесла в счет 51% капитала этой корпорации все свои НПЗ), а корень интриги - ТНК ВР рассчитывает заполучить еще больший контроль над белоруской нефтепереработкой методами нефтяной изоляции страны.

С такой точки зрения, возможное применение санкций США к терминалам Литвы или Украины выглядит вполне реальным мероприятием. И мероприятием вполне закономерным. Потому что с российской стороны ведущими акционерами корпорации ТНК ВР являются граждане США Леонид Блаватник, Семен Кукес, Иосиф Бакалейник и Эдуард Шпитц. А применять санкции против кого-либо, защищая интересы крупных американских налогоплательщиков, Вашингтону всегда было очень и очень свойственно.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}