Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

16.10.2018 :: 17:10

Иран и Индия ускорят запуск первой очереди порта Чабахар
16.10.2018 :: 16:19

На Одесской ЖД отремонтировали вагоны-зерновозы по новой технологии ©
16.10.2018 :: 14:20

На КВСЗ доукомплектовывают локомотивы GE
16.10.2018 :: 13:26

«Укрзализныця» 12 - 15 октября перевезла более полумиллиона пассажиров ©
16.10.2018 :: 12:37

У аэропорта «Киев» нет планов по расширению и удлинению ВПП
16.10.2018 :: 12:22

В аэропорту «Киев» допускают ограничение полетов в ночное время



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Рынки и компании
08.10.2012 :: 15:57
Падение транзита: кто виноват и что делать?
Василий Бондарь

Украина не может влиять на ситуацию на мировых рынках, строительство новых портов в РФ, политику Таможенного союза, но еще имеет все возможности вернуть утраченные позиции в сфере транзитных перевозок.

По оперативным данным, в сентябре 2012 г. ожидается самый низкий ежемесячный объем железнодорожного транзита за последние семь лет. Этот показатель составит 2561 тыс. т, а предыдущий «рекорд» был зафиксирован месяцем ранее - 2662 тыс. т.

Отметим, что для железнодорожного транзита, в последние годы, характерны свои периоды пиков и спадов. Обычно пики приходятся на март, а наименьшие объемы на летний период. Однако, если в прошлые годы ситуация с июня по сентябрь характеризовалась определенной стабильностью, то в этом году продолжается устойчивое падение. И показатели августа - сентября этого года хуже, чем предыдущий наихудший показатель июня самого плохого, пока, 2009 г. - 3006 тыс. т. При сохранении такой динамики, 2012 г. может стать наихудшим по этому показателю после 1999 г.

Напомним, что тринадцать лет назад объем перевозок составил 33290,8 тыс. т, затем в 2000 г. - 39800,9 тыс. т, в наилучшем пока 2008 г. - 69788,8 тыс. т, в кризисном 2009 г. - 45450,6 тыс. т, в январе - сентябре 2012 г. - 31314,3 тыс. т.

Объемы железнодорожного транзита через Украину в 1996-2011 гг.

год

объем, тыс. т

год

объем, тыс. т

1996

30 704,1

2004

54 014,8

1997

32 184,1

2005

51 878,5

1998

33 168,8

2006

56 731,7

1999

33 290,8

2007

68 574,2

2000

39 800,9

2008

69 788,8

2001

38 889,8

2009

45 450,6

2002

46 214,1

2010

46 675,0

2003

54 162,4

2011

50 992,8

Хотя о том, что такое может произойти, неоднократно заявлялось, на разных уровнях, еще в благополучные для транзита годы.

Главной угрозой назывались планы РФ по развитию мощностей в Черноморско-Азовских портах. Самым опасным конкурентом для украинских МТП станет портовый комплекс Тамань. Планируется, что к 2015 г. его мощность соcтавит 30 млн. т, а в перспективе увеличиться до 70 млн. т. В июле через этот порт начала отгрузку нефти казахская «Тенгизшевройл». В результате, по итогам сентября, в Одесском порту был зафиксирован самый низкий за 15 лет показатель перевалки нефтепродуктов - 128,6 тыс. т, что почти в шесть раз, или на 613 тыс. т, меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

В 2011 г. объем железнодорожного транзита нефти составил 15,8 млн. т. Несложно подсчитать какой объем этого грузопотока потеряет Украина, когда нефтетерминал в Тамани заработает на полную мощность в 5,5 млн. т. В целом, за январь-сентябрь железнодорожный транзит сократился на 19,8% или на 7,7 млн. т.

Кроме того, свою роль играет создание Таможенного союза. Особенно для транзита из Казахстана через Беларусь и на южные порты РФ. Но даже при этом железнодорожный транзит через Беларусь тоже сократился. В январе-августе он снизился на 12,5% до 29977,8 тыс. т. При этом, лишь около 25-30% в последние годы приходится на перевозки через погранпереходы с Польшей (потенциальный объем для Украины). Примерно столько же на перевозки в Литву и далее транзитом в Калининградскую область. А основные объемы, примерно 40%, приходятся на перевозки в/из Латвии.

Если же посмотреть на ситуацию в главном, пока, конкуренте для украинских портов - Новороссийском, то и у них за восемь месяцев произошел спад по таким основным позициям экспорта (а для Украины потенциального транзита) как руда и минудобрения. Объем перевалки руды и ЖРК сократился на 48,4% (-1156,5 тыс. т), а минудобрений на 53% (-829,5 тыс. т).

Как видим, кроме порта Тамань и Таможенного союза, третьей и главной причиной является снижение спроса на сырье и продукцию из основных стран происхождения транзитных грузов - РФ и Казахстана. Тарифная политика «Укрзализныци» абсолютно конкурентноспособная: в ведомстве приводят данные, что отечественные тарифы на транзитные перевозки адекватны и сопоставимы с их уровнем в странах СНГ и намного ниже, чем в соседних странах ЕС. К тому же, для стимулирования определенных грузопотоков УЗ предоставляет скидки. Так, в августе 2012 г. было принято решение о снижении до конца года стоимости перевозок мазута из РФ в Одесский и Севастопольский порты, на перевозку азотных удобрений в порт «Южный», а также на транзит цемента из Молдовы в РФ.

Объемы и структура железнодорожного транзита в январе-августе 2012 г., тыс. т

Груз

2011

2012

% 2012/11

Каменный уголь

5893,4

5208

88,4

Нефть и нефтепродукты

10773,9

8524

79,1

Руда железная и марганцевая

8050,1

6601

82,0

Руда цветная и серное сырье

208.2

45

21.6

Черные металлы

1824,3

2227

122.1

Цветные металлы и изделия из них

5,9

3

50,9

Лесные грузы

82,6

65

78,3

Химические и минеральные удобрения

3658

2128

58,2

Химикаты

1935,5

1564

80,8

Автомобили

53,9

64

118,2

Машины и оборудование

51,7

46

88,4

Зерно и продукты перемола

327,5

575

175,7

Кокс

130,4

37

28,3

Лом черных металлов

79,2

22

27,2

Минстройматериалы

352,9

395

111,9

Цемент

20,6

10

49,0

Соль

130,7

49

37,8

Другие грузы

1435,2

1190

82,9

Всего

35013,9

28753,3

82,1

Итак, что же потеряла в этом году Украина из-за указанных причин. В январе - августе основное падение наблюдается по таким грузам: нефть и нефтепродукты на 2250,3 тыс. т (-20,9%), минудобрения на 1529,6 тыс. т (-41,8%), руда железная на 1448,7 тыс. т (-18%), каменный уголь на 684,9 тыс. т (-11,6%), химикаты на 371,1 тыс. т (-19,2%).

Об одной из причин сокращения транзита нефти на Одесский порт мы уже упоминали. Произошла также переориентация 1162 тыс. т (-50,6%) мазута на российские порты. Кроме того, в июле - сентябре на заводе «Тенгизшевройл» проводились ремонтные работы и в этом году уже нет транзита нефти из Венесуэлы на Беларусь.

Транзит минудобрений сократился из-за перепроизводства, образования избытков продукции на складах ведущих производителей, падения цен и все это на фоне снижения спроса.

Основной причиной сокращения транзита руды является уменьшение на 2108,8 тыс. т перевозок продукции Михайловского ГОКа, поставки которой были переориентированы на внутренний рынок РФ.

Самая же неоднозначная ситуация с каменным углем. Транзит этой продукции из РФ сократился на 907,6 тыс. т (-70%) на Кипр и на 484 тыс. т (-70%) на Италию. Причина этого кроется в том, что в странах Средиземноморья уголь из РФ вытесняет более дешевая продукция из США и Колумбии.

Повлиять на ситуацию на мировых рынках Украина не в состоянии. Остается изыскивать внутренние резервы. К ним можно отнести совершенствование тарифной политики в части формирования сквозных тарифов, а также минимизацию возможностей для излишнего вмешательства контролирующих органов. Ведь наша страна теряет не только транзит из РФ. Как недавно заявил в интервью одному из телеканалов президент АсМАП Леонид Костюченко, значительный объем грузов в контейнерах, ранее доставлявшихся в порты Украины, в последнее время, перешел в Констанцу. А об увеличении квоты румынских «дозволов» пока договориться не удалось. Поэтому контейнеры из Констанцы в Украину и далее транзитом вывозят румынские автоперевозчики.

Однако, главным для возвращения транзита, должно стать решение Кабмина о создании привлекательных условий для привлечения крупных российских и казахских грузоотправителей в морские порты Украины. Будь то приватизация, совместная деятельность, концессия или новое строительство.

В этом случае, будут гарантированы стабильные грузопотоки, а железнодорожная инфраструктура Украины отвечает высоким стандартам. Даже в лучшие для транзита годы пропускная способность наших железных дорог использовалась едва ли наполовину. А после проведенной в последние два года модернизации и электрификации ряда направлений сейчас используется на треть своих возможностей. Главное, чтобы в ближайшее время тема падения транзита стала не поводом для политических спекуляций и поиска виновных, а для серьезной дискуссии о том, что нужно предпринять для изменения ситуацию в лучшую сторону.

tranzit_12.jpg

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2018

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов