08.10.2012 :: 15:57
Падение транзита: кто виноват и что делать?
Василий Бондарь
Украина не может влиять на ситуацию на мировых рынках, строительство новых портов в РФ, политику Таможенного союза, но еще имеет все возможности вернуть утраченные позиции в сфере транзитных перевозок.
По оперативным данным, в сентябре 2012 г. ожидается самый низкий ежемесячный объем железнодорожного транзита за последние семь лет. Этот показатель составит 2561 тыс. т, а предыдущий «рекорд» был зафиксирован месяцем ранее - 2662 тыс. т.
Отметим, что для железнодорожного транзита, в последние годы, характерны свои периоды пиков и спадов. Обычно пики приходятся на март, а наименьшие объемы на летний период. Однако, если в прошлые годы ситуация с июня по сентябрь характеризовалась определенной стабильностью, то в этом году продолжается устойчивое падение. И показатели августа - сентября этого года хуже, чем предыдущий наихудший показатель июня самого плохого, пока, 2009 г. - 3006 тыс. т. При сохранении такой динамики, 2012 г. может стать наихудшим по этому показателю после 1999 г.
Напомним, что тринадцать лет назад объем перевозок составил 33290,8 тыс. т, затем в 2000 г. - 39800,9 тыс. т, в наилучшем пока 2008 г. - 69788,8 тыс. т, в кризисном 2009 г. - 45450,6 тыс. т, в январе - сентябре 2012 г. - 31314,3 тыс. т.
Объемы железнодорожного транзита через Украину в 1996-2011 гг.
год |
объем, тыс. т |
год |
объем, тыс. т |
1996 |
30 704,1 |
2004 |
54 014,8 |
1997 |
32 184,1 |
2005 |
51 878,5 |
1998 |
33 168,8 |
2006 |
56 731,7 |
1999 |
33 290,8 |
2007 |
68 574,2 |
2000 |
39 800,9 |
2008 |
69 788,8 |
2001 |
38 889,8 |
2009 |
45 450,6 |
2002 |
46 214,1 |
2010 |
46 675,0 |
2003 |
54 162,4 |
2011 |
50 992,8 |
Хотя о том, что такое может произойти, неоднократно заявлялось, на разных уровнях, еще в благополучные для транзита годы.
Главной угрозой назывались планы РФ по развитию мощностей в Черноморско-Азовских портах. Самым опасным конкурентом для украинских МТП станет портовый комплекс Тамань. Планируется, что к 2015 г. его мощность соcтавит 30 млн. т, а в перспективе увеличиться до 70 млн. т. В июле через этот порт начала отгрузку нефти казахская «Тенгизшевройл». В результате, по итогам сентября, в Одесском порту был зафиксирован самый низкий за 15 лет показатель перевалки нефтепродуктов - 128,6 тыс. т, что почти в шесть раз, или на 613 тыс. т, меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В 2011 г. объем железнодорожного транзита нефти составил 15,8 млн. т. Несложно подсчитать какой объем этого грузопотока потеряет Украина, когда нефтетерминал в Тамани заработает на полную мощность в 5,5 млн. т. В целом, за январь-сентябрь железнодорожный транзит сократился на 19,8% или на 7,7 млн. т.
Кроме того, свою роль играет создание Таможенного союза. Особенно для транзита из Казахстана через Беларусь и на южные порты РФ. Но даже при этом железнодорожный транзит через Беларусь тоже сократился. В январе-августе он снизился на 12,5% до 29977,8 тыс. т. При этом, лишь около 25-30% в последние годы приходится на перевозки через погранпереходы с Польшей (потенциальный объем для Украины). Примерно столько же на перевозки в Литву и далее транзитом в Калининградскую область. А основные объемы, примерно 40%, приходятся на перевозки в/из Латвии.
Если же посмотреть на ситуацию в главном, пока, конкуренте для украинских портов - Новороссийском, то и у них за восемь месяцев произошел спад по таким основным позициям экспорта (а для Украины потенциального транзита) как руда и минудобрения. Объем перевалки руды и ЖРК сократился на 48,4% (-1156,5 тыс. т), а минудобрений на 53% (-829,5 тыс. т).
Как видим, кроме порта Тамань и Таможенного союза, третьей и главной причиной является снижение спроса на сырье и продукцию из основных стран происхождения транзитных грузов - РФ и Казахстана. Тарифная политика «Укрзализныци» абсолютно конкурентноспособная: в ведомстве приводят данные, что отечественные тарифы на транзитные перевозки адекватны и сопоставимы с их уровнем в странах СНГ и намного ниже, чем в соседних странах ЕС. К тому же, для стимулирования определенных грузопотоков УЗ предоставляет скидки. Так, в августе 2012 г. было принято решение о снижении до конца года стоимости перевозок мазута из РФ в Одесский и Севастопольский порты, на перевозку азотных удобрений в порт «Южный», а также на транзит цемента из Молдовы в РФ.
Объемы и структура железнодорожного транзита в январе-августе 2012 г., тыс. т
Груз |
2011 |
2012 |
% 2012/11 |
Каменный уголь |
5893,4 |
5208 |
88,4 |
Нефть и нефтепродукты |
10773,9 |
8524 |
79,1 |
Руда железная и марганцевая |
8050,1 |
6601 |
82,0 |
Руда цветная и серное сырье |
208.2 |
45 |
21.6 |
Черные металлы |
1824,3 |
2227 |
122.1 |
Цветные металлы и изделия из них |
5,9 |
3 |
50,9 |
Лесные грузы |
82,6 |
65 |
78,3 |
Химические и минеральные удобрения |
3658 |
2128 |
58,2 |
Химикаты |
1935,5 |
1564 |
80,8 |
Автомобили |
53,9 |
64 |
118,2 |
Машины и оборудование |
51,7 |
46 |
88,4 |
Зерно и продукты перемола |
327,5 |
575 |
175,7 |
Кокс |
130,4 |
37 |
28,3 |
Лом черных металлов |
79,2 |
22 |
27,2 |
Минстройматериалы |
352,9 |
395 |
111,9 |
Цемент |
20,6 |
10 |
49,0 |
Соль |
130,7 |
49 |
37,8 |
Другие грузы |
1435,2 |
1190 |
82,9 |
Всего |
35013,9 |
28753,3 |
82,1 |
Итак, что же потеряла в этом году Украина из-за указанных причин. В январе - августе основное падение наблюдается по таким грузам: нефть и нефтепродукты на 2250,3 тыс. т (-20,9%), минудобрения на 1529,6 тыс. т (-41,8%), руда железная на 1448,7 тыс. т (-18%), каменный уголь на 684,9 тыс. т (-11,6%), химикаты на 371,1 тыс. т (-19,2%).
Об одной из причин сокращения транзита нефти на Одесский порт мы уже упоминали. Произошла также переориентация 1162 тыс. т (-50,6%) мазута на российские порты. Кроме того, в июле - сентябре на заводе «Тенгизшевройл» проводились ремонтные работы и в этом году уже нет транзита нефти из Венесуэлы на Беларусь.
Транзит минудобрений сократился из-за перепроизводства, образования избытков продукции на складах ведущих производителей, падения цен и все это на фоне снижения спроса.
Основной причиной сокращения транзита руды является уменьшение на 2108,8 тыс. т перевозок продукции Михайловского ГОКа, поставки которой были переориентированы на внутренний рынок РФ.
Самая же неоднозначная ситуация с каменным углем. Транзит этой продукции из РФ сократился на 907,6 тыс. т (-70%) на Кипр и на 484 тыс. т (-70%) на Италию. Причина этого кроется в том, что в странах Средиземноморья уголь из РФ вытесняет более дешевая продукция из США и Колумбии.
Повлиять на ситуацию на мировых рынках Украина не в состоянии. Остается изыскивать внутренние резервы. К ним можно отнести совершенствование тарифной политики в части формирования сквозных тарифов, а также минимизацию возможностей для излишнего вмешательства контролирующих органов. Ведь наша страна теряет не только транзит из РФ. Как недавно заявил в интервью одному из телеканалов президент АсМАП Леонид Костюченко, значительный объем грузов в контейнерах, ранее доставлявшихся в порты Украины, в последнее время, перешел в Констанцу. А об увеличении квоты румынских «дозволов» пока договориться не удалось. Поэтому контейнеры из Констанцы в Украину и далее транзитом вывозят румынские автоперевозчики.
Однако, главным для возвращения транзита, должно стать решение Кабмина о создании привлекательных условий для привлечения крупных российских и казахских грузоотправителей в морские порты Украины. Будь то приватизация, совместная деятельность, концессия или новое строительство.
В этом случае, будут гарантированы стабильные грузопотоки, а железнодорожная инфраструктура Украины отвечает высоким стандартам. Даже в лучшие для транзита годы пропускная способность наших железных дорог использовалась едва ли наполовину. А после проведенной в последние два года модернизации и электрификации ряда направлений сейчас используется на треть своих возможностей. Главное, чтобы в ближайшее время тема падения транзита стала не поводом для политических спекуляций и поиска виновных, а для серьезной дискуссии о том, что нужно предпринять для изменения ситуацию в лучшую сторону.
[AT] |