22.05.2008 :: 07:01
Одесса-Броды: где взять нефть?
Дмитрий Щербаков
22-23 мая 2008 г. в Киеве состоится энергетический саммит. Целями его проведения называются рассмотрение Киевской декларации о принципах глобальной энергетической безопасности и Концепции создания Балтийско-Черноморско-Каспийского энерготранзитного сообщества. Более конкретной и приземленной видится задача реализации проекта Евразийского нефтетранспортного коридора на основе нефтепровода Одесса-Броды.
Даже беглое ознакомление со списком участников саммита подтверждает, что это мероприятие проводится с целью поиска путей получения «энергетической независимости» от РФ. Для этого государства, не имеющие достаточного количества энергоресурсов (Украина, Грузия, Польша, страны Балтии), пытаются в обход России привлечь на свою территорию транзитные энергопотоки стран, имеющих достаточные запасы нефти и газа. Именно для этого в Киев был приглашен президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Если не учитывать РФ, нефть из стран Каспийского региона - единственный источник наполнения многострадального трубопровода Одесса-Броды. Шанс достроить его до польского Плоцка появляется только при условии стабильной загрузки сырьем. ТЭО проекта создания трубопроводной системы Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск ожидается только к октябрю 2008 г. Однако у когда-то перспективного и безальтернативного проекта уже давно существуют сильные конкуренты.
Возможность развития нефтепровода была поставлена под сомнение в июне 2004 г. после того, как правительство разрешило использовать его для транспортировки российской нефти в реверсном режиме. Попавший под влияние РФ проект перестал интересовать Азербайджан, который переключился на строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), введенного в эксплуатацию через два года - 13 июля 2006 г.
К 2010 г. БТД рассчитывает выйти на проектную мощность по прокачке азербайджанской нефти в объеме около 60 млн. т в год. Теоретически (за счет химических реагентов и строительства дополнительных насосных станций) объемы транспортировки можно расширить до 65-70 млн. т. Учитывая, что в 2007 г. из Азербайджана было экспортировано 30,579 млн. т нефти, а в январе-марте 2008 г. - 8,731 млн. т, из которых 8,311 млн. т (95,2%) прошло по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, можно сделать простой вывод: в ближайшее время Азербайджан не нуждается в дополнительных мощностях для транспортировки своей нефти.
Видимо, этим и объясняется размытость сообщения пресс-службы Президента Украины о визите И.Алиева. В перечне вопросов, которые планируют обсудить главы двух государств, не указываются конкретные проблемы транзита энергоносителей, зато упоминаются такие «глобальные» вещи, как Протокол о сотрудничестве между министерствами культуры и туризма или межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере развития госслужбы. Интенсификация сотрудничества в рамках ГУАМ стыдливо задвинута в последний абзац пресс-релиза, в число «актуальных вопросов международного характера», которые президенты двух стран обсудят «кроме прочего».
В этой ситуации свои надежды Украина возлагает на партнерство с Казахстаном. К 2015 г. благодаря разработке новых месторождений эта страна планирует добывать около 150 млн. т нефти. Примерно 90% из этого количества (135 млн. т) будет экспортироваться.
На данный момент основные пути поставок казахской нефти проходят через РФ. Через нефтепровод Атырау-Самара прокачивается около 15 млн. т в год, через трубопровод Тенгиз - Новороссийск (принадлежит Каспийскому трубопроводному консорциуму) - 31 млн. т. Последний проект планируется расширить до 67 млн. т в год, однако конкретные действия в этом направлении пока не предпринимаются из-за разногласий между акционерами КТК. Часть нефти экспортируется в Китай, а еще один маршрут в обход РФ - Казахстанская каспийская система транспортировки (ККСТ) - предполагает стыковку через Каспий с азербайджанскими трубопроводами. Оттуда казахские энергоресурсы могут пойти в тот же БТД или через Грузию и Черное море попасть в Одессу.
Развитие варианта транспортировки нефти Ескене-Курык-Баку-Поти/Батуми-Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск и является целью усилий Украины. В начале марта 2008 г. после официального визита Виктора Ющенко в Казахстан казалось, что «лед тронулся»: Нурсултан Назарбаев с третьего раза согласился принять участие в энергетическом саммите и даже заявил о желании удовлетворить потребность Украины в энергоносителях.
Отсутствие президента Казахстана в числе участников киевского саммита говорит о провале усилий украинских политиков. По-видимому, восточный лидер, взвесив все «за» и «против», решил, что одного альтернативного варианта транспортировки (БТД) будет вполне достаточно, чтобы не портить отношения с РФ. К тому же, казахская сторона в очередной раз заявила о переносе сроков начала коммерческой добычи на месторождении Кашаган - на срок после 2012-2013 гг. Поэтому в краткосрочной перспективе потребности этой страны в транзите энергоносителей также могут удовлетворить существующие мощности, а за 4-5 лет конкуренты украинско-польского проекта (БТД, КТК) вполне могут успеть расширить свои возможности.
Поколебать позицию Казахстана может, как ни странно, сама Россия. На днях Минтранс РФ заявил о переносе сроков строительства канала «Евразия». Этот водный путь между Каспийским и Азовским морями был очень интересен Астане как альтернативный маршрут транспортировки своего экспорта, в т.ч. и нефти. Тем не менее, Москва рассудила по-своему и заявила о невозможности прокладки канала до окончания Олимпиады-2014 в Сочи. Кроме того, РФ отстаивает свой вариант маршрута - т.н. «Волго-Дон-2», представляющий собой вторую ветку существующего Волго-Донского канала. Протяженность этого пути в два раза больше, к тому же для обеспечения судоходства на нем придется построить в три раза больше шлюзов. Естественно, этот проект никоим образом не устраивает Казахстан.
Итак, у Украины появилась возможность сыграть на противоречиях РФ и Казахстана и попробовать склонить чашу весов на свою сторону. Но для начала нужно убедить в привлекательности проекта Одесса-Броды хотя бы Азербайджан и добиться скорейшего начала работы трубопровода в аверсном режиме. |