Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
05.06.2008 :: 14:55
Одесса - Броды: кто наполнит трубу?
Максим Коротанов

Ливия опередила Азербайджан в переговорах по проектам загрузки нефтепровода Одеса-Броды. 4 июня ливийский инвестиционный фонд Libian African Investment Fund (LAIF), швейцарская корпорация Tamoil и украинская госкомпания «Укртранснафта» (УТН) провели переговоры по подготовке контракта на строительство нового НПЗ.

По данным пресс-службы УТН, в ходе переговоров ливийская сторона приняла от украинских партнеров ТЭО строительства, по которому, при общей стоимости инвестиций до $4 млрд. и мощности переработки 10,5 млн. т легкой каспийской нефти, срок
строительства должен составить от трех до пяти лет. Следующий раунд переговоров намечено провести через несколько месяцев на нефтетерминале «Южный».

Официальная презентация ТЭО строительства состоялась 22 мая в Киеве на Международном энергетическом саммите. Документ представила британская консультационная компания Mott McDonald, которая входит в группу подрядчиков Еврокомиссии по проекту развертывания Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК).

Во время презентации представители Mott McDonald заявили, что в качестве площадки строительства ТЭО предлагает перспективным инвесторам два варианта: на территории Одесской области, прилегающей к нефтетерминалу «Южный», а также во Львовской области, в районе узлового соединения нефтепровода Одесса - Броды и двухничточного нефтепровода «Дружба», перекачивающего нефть из РФ и Белоруссии в страны ЕС.

О намерении Украины ограничить экспорт российской нефти в ЕС по одной из ниток этого нефтепровода и заполнить ее каспийскими ресурсами с помощью Одесса - Броды на Энергетическом саммите заявил глава правления УТН Игорь Кирюшин. По его словам, накопленные «Укртранснафта» заказы позволяют начать прокачку нефти до конца текущего года. Портфель состоит из протоколов о намерениях, заключенных этой весной с азербайджанской компанией Socar и венгерской MOL, а также из многостороннего договора, заключенного между УТН, польской PKN Orlen, словацкой трубопровдной Transpetrol и чешской нефтетранспортной Mero.

По последнему соглашению, заверил И.Кирюшин, УТН намерена уже в июне осуществить пробную прокачку 44 тыс. т каспийской нефти на принадлежащий PKN Orlen чешский НПЗ Kralupy. До осени «Укртранснафта» взяла на себя обязательство оплатить закупку 0,5 млн. т технологической нефти, необходимой для начала постоянной работы нового коридора поставок Южный - Кралупы. Следующим шагом должны стать заключение договора PKN Orlen с Socar на поставку 3 млн. т нефти в год, а также договора с УТН на прокачку этого ресурса, что позволит Украине заполнить часть мощностей трубы Одесса - Броды, составляющих 9 млн. т.

Надежды на заполнение оставшихся мощностей в 5 млн. т нефти в год возлагаются на заключенные в марте проекты соглашений между Socar, УТН и западноукраинскими ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» и «Галичина» на поставку с 2009 г. 6 млн. т нефти на простаивающие сегодня Надвирнянский и Дрогобычский НПЗ. В настоящее время эти заводы, спроектированные для переработки легкой украинской нефти, простаивают из-за нехватки сырья у основного поставщика - отечественной компании «Укрнафта», которая с зимы этого года была вынуждена направить все свои ресурсы на Кременчугский НПЗ ЗАО «Укртатнфата» по причине эмбарго поставок со стороны российского акционера ЗАО, компании «Татнефть».

Говоря о конкуренции между Кременчугским, Надвирнянским и Дрогобычским НПЗ за украинские ресурсы, И.Кирюшин предположил, что и в дальнейшем их будет скупать Кременчуг. По его словам, возможности УТН по снабжению «Укртатнафты» иракской нефтью сорта Kirkuk оказались ограниченными. Причиной стала полная загрузка двухниточного трубопровода Кременчуг - Одесса: «Возможности исчерпываются 1,5 млн. т нефти в год. Мы прокачиваем иракскую нефть не методом реверса одной из ниток Кременчуг - Одесса, а методом «пробки», что сказывается на рентабельности. «Укртатнефть» берет все 4 млн. т добычи «Укрнафты» плюс импортирует 1,5 млн. т нефти из Ирака, больше им не нужно. Реверс же одной из ниток трубопровода Одесса - Кременчуг предполагает импорт минимум 8 млн. т. И даже если бы такой импорт был, все мощности в направлении Одесской нефтегавани все равно законтрактованы на многие годы вперед экспортерами российской нефти», заявил руководитель УТН, предполагая, что подстегиваемый «Укртатнафтой» дефицит украинского сырья делает очень вероятным реализацию контрактов между Socar и западноукраинскими НПЗ.

Азербайджанская компания, понимая всю выгодность свого нынешнего положения, с начала этого года начала трехвекторные переговоры с Минтопэнерго Украины: первый из них - о поставках по контракту Socar-MOL и необходимости снижения тарифов на перевалку; второй - о возможности отвода земель под строительство сети АЗС, и третий - об условиях участия компании в строительстве в Украине нового НПЗ для переработки каспийской нефти.

Нынешнее начало переговоров Киева с Ливией о строительстве НПЗ несколько расстроило эти планы, хотя сейчас никто не может исключить того, что и Tamoil, и Socar первоначально заявят о готовности строить два отдельных НПЗ на различных площадках в Южном и Бродах. А затем, что вполне вероятно, обе компании совместно начнут добиваться от правительства Украины тарифных преференций, дабы обеспечить максимальную прибыльность менее долгосрочных проектов - торговых операций по транзиту нефти через Украину в Восточную Европу, о приоритете которых минувшей весной официально заявили президенты Азербайджана и Ливии.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}