24.07.2012 :: 14:50
Оборотная сторона фрахтового коллапса
Валерий Войниченко
Обвальное падение фрахтовой конъюнктуры на рынке балкерных перевозок весьма негативно сказалось и на тесно связанном с ним судостроительном рынке и рынке подержанного тоннажа.
Однако, если эти два рынка имели четко выраженную отрицательную динамику, то рынок судового металлолома продолжает получать дополнительную подпитку, поскольку судовладельцам проще избавиться от старого флота, чем продолжать наращивать убытки из-за низкого уровня фрахтовых ставок.
Рынок новостроя
Судостроительный рынок в настоящее время переживает тяжелые времена. По подсчетам Clarksons, мировой портфель заказов на балкерный новострой по отношению к действующему флоту снизился с 72%, в начале 2009 г., до 26,1% в начале июля 2012 г. Рассчитываемый Bank of Korea судостроительный индекс (SBI), достигавший в 2007 г. уровня в 103,21 пункта в настоящее время снизился до 98,85 пунктов.
Состав существующего флота и мировой портфель заказов на балкера по состоянию на 01.07.2012 г.
Тип тоннажа |
Существующий флот |
Портфель заказов |
% заказов по дедвейту |
Кол-во судов, ед. |
Дедвейт, млн.т |
Кол-во судов, ед. |
Дедвейт, млн.т |
Балкера «кейпсайз» (100000 т+) |
1464 |
268,9 |
319 |
64,6 |
24,0 |
Балкера «панамакс» (60000 - 99999 т) |
2163 |
166,5 |
767 |
60,5 |
36,3 |
Балкера «хендимакс» (40000 - 59999 т) |
2593 |
134,0 |
542 |
29,2 |
21,8 |
Балкера «хендисайз» (10000 - 39999 т) |
3058 |
85,4 |
509 |
16,6 |
19,4 |
Всего |
9278 |
654,8 |
2137 |
170,9 |
26,1 |
Источник: Clarksons Research
Что касается типов судов, то в наибольшей степени падение заказов затронуло балкера, танкера и контейнеровозы, например в Южной Корее, оно составило 65%. В меньшей степени (25%) снижение затронуло газовозы LNG и LPG, буровые платформы и оффшорные суда.
Распределение мирового торгового флота по странам владения
Страна |
Кол-во судов, ед. |
Дедвейт, млн. т |
Б.Р.Т., млн. |
Доля, % |
Греция |
3145 |
202,6 |
118,1 |
13,1 |
Япония |
3680 |
194,8 |
131,1 |
14,5 |
Германия |
3748 |
114,6 |
85,2 |
9,4 |
Китай |
3277 |
106,8 |
65,8 |
7,3 |
Южная Корея |
1104 |
47,3 |
29,3 |
3,3 |
США |
1014 |
41,7 |
37,8 |
4,2 |
Норвегия |
1428 |
40,7 |
31,6 |
3,5 |
Гонконг |
709 |
38,1 |
24,3 |
2,7 |
Дания |
881 |
34,6 |
26,3 |
2,9 |
Тайвань |
659 |
33,8 |
21,7 |
2,4 |
Сингапур |
836 |
31,4 |
19,9 |
2,2 |
Бермуды |
249 |
28,4 |
16,5 |
1,8 |
Италия |
749 |
22,6 |
17,2 |
1,9 |
Турция |
1209 |
19,7 |
12,3 |
1,4 |
Канада |
373 |
18,9 |
13,0 |
1,4 |
Прочие |
15840 |
361,6 |
252,4 |
28,0 |
Всего |
38901 |
1337,6 |
902,5 |
100 |
Источник: KPMG (* - суда более 1000 брт)
В стоимостном выражении объем заказов на новострой на южнокорейских верфях в I полугодии 2012 г. снизился на 56%. Кризис затронул также верфи КНР и Японии. Китайские верфи, сконцентрировавшие свое внимание на строительстве балкеров, сумели захватить порядка 80% данного сегмента судостроительного рынка. В основном это «панамаксы» или балкера меньших размеров, половина из которых заказана национальными судоходными компаниями. Кроме того, сегодняшние цены на новые суда не всегда покрывают даже себестоимость производства, не говоря уже о прибыли. По своему уровню сегодняшние цены на новострой на 40% ниже, чем на пике рынка в 2008 г., и в среднем на 8% ниже, чем в 2011 г.
Индикативные цены на балкерный новострой в 2010 - 2012 гг. $млн.
Тип балкеров |
Дедвейт, т |
Годы |
2010 |
2011 |
2012 (июнь) |
Кейпсайз |
180000 |
57,0 |
48,50 |
46,50 |
Панамакс |
76000 |
34,5 |
29,00 |
27,30 |
Супрамакс |
57000 |
31,0 |
27,00 |
25,30 |
Хендисайз |
35000 |
26,5 |
22,50 |
22,30 |
Источник: Clarksons
С уменьшением портфеля заказов, верфям становится все труднее идти на уступки судовладельцам в отношении отсрочки поставок нового тоннажа. По подсчетам Fearnresearch задержки с поставками балкеров в 2012 г. составят не более 30%.
Мировой портфель заказов на балкерный новострой мог бы быть еще ниже, если бы не заказы на новые экономичные суда с пониженным расходом топлива. С одной стороны, эти заказы оттягивают сроки восстановления балкерного рынка, но с другой, в условиях все еще высоких цен на бункерное топливо, будут стимулировать судовладельцев ставить старый неэкономичный тоннаж на прикол или продавать на скрап.
Представительные заказы на новострой в июне 2012 г.
Судостроительная верфь |
Кол-во судов |
Дедвейт, т |
Цена судна, млн. $ |
Сроки поставки |
Судовладелец/ оператор |
Guangzhou Wenchong, China |
4 |
28000 |
21,30 |
2014 |
Seaboard Marine, US based |
CSBC |
2 |
35000 |
25,00 |
2013 |
China Steel Corp. |
Zhejang Yangfan |
2 |
36100 |
28,00 |
2013 |
CSL Group Inc. |
Jiangsu Yangzijiang |
4 |
63800 |
26,00 |
2014 |
Jiangsu S.S. |
YZJ |
2 |
63800 |
27,20 |
2014 |
Jiangsu Steamship |
Источник: Fairplay
Pынок судов «сэконд-хэнд»
Плачевная ситуация на фрахтовом рынке оказывает самое серьезное давление и на рынок подержанного балкерного тоннажа, обусловливая дальнейшее падение цен. По оценкам Baltic Sale & Purchase Assessment индикативные цены на современные «панамаксы» возрастом до 5-ти лет, только за последние полтора месяца, снизились на $822 тыс. или 3,5%, а на «супрамксы» - на $1,1 млн. или 4,8%.
Нужно отметить, что снизились не только цены, но общая активность продаж балкеров на вторичном рынке. Если в мае по данным Golden Destiny своих хозяев поменяло 30 балкеров, то в июне их число снизилось до 21 судна. Суммарный дедвейт проданных в июне балкеров составил 1,53 млн. т, а их стоимость - $298 млн., т.е. в среднем - $14,2 млн. за судно. Всего же, за первое полугодие 2012 г. своих хозяев сменило 555 транспортных судов всех типов общей стоимостью $6,1 млрд. Для сравнения, за аналогичный период 2011 г. было продано 610 судов общей стоимостью $10,7 млрд., т.е. налицо снижение активности рынка подержанного тоннажа не только за июнь, но и в целом за 1-е полугодие 2012 г. На долю балкеров по объемам продаж в стоимостном выражении приходилось 33% рынка, танкеров - 26%, контейнеровозов - 14% и прочего транспортного флота - 27%.
Рынок судового металлолома
Несмотря на резко снизившиеся цены на скрап, активность рынка судового металлолома в июне оставалась достаточно высокой. На разделку в июне 2012 г. ушло 42 балкера по сравнению с 41 судном в мае и 55 балкерами в апреле. В то же время цена на разделку балкеров снизилась.
Цены на судовой металлолом в основных регионах разделки балкеров
Дата |
Легкий вес, т |
Цена по регионам разделки, $/ldt |
Индийский субконтинент |
Китай |
02.06.12 |
7000-12000 |
415,00 |
362,00 |
29.06.12 |
7000-12000 |
374,00 |
352,00 |
16.07.12 |
7000-12000 |
388,50 |
352,40 |
Аналитики также обращают внимание, что в 2012 г. на скрап уходят все более «молодые» суда. Так, в июне 2012 г. на скрап ушел балкер «кейпсайз» возрастом всего 16 лет, что на 10 лет ниже нормативного срока службы. Судовладельцы в непростом выборе между отдавать суда на разделку по более низким ценам или продолжать их эксплуатацию по убыточным ставкам, отдавали предпочтение варианту, дающему возможность получить свежий «cashflow» вместо того, чтобы и дальше наращивать убытки. Тем самым можно сделать вывод о том, что рынок разделки судов на металлолом стал менее чувствительным к уровню цен на скрап и эта тенденция, скорее всего, продолжится, как минимум, до конца 2012 г.[AT] |