29.12.2008 :: 14:31
НПЗ-2009: стагнация продолжится
Наталья Журбенко
ВР поддержала в первом чтении законопроект №3505 от 18.12.2008 г. об увеличении ставок акцизного сбора на бензин и дизтопливо. Также планируется с нового года увеличить таможенные пошлины на импортные товары на 13%. Специалисты утверждают, что эти нововведения приведут к увеличению доли дешевого и некачественного импорта на рынке и дальнейшей стагнации отечественной нефтепереработки.
Резкое падение цен на нефть до $35, что соответствует уровню февраля 2004 г., благотворно повлияло на отечественный рынок нефтепродуктов. Цены на топливо на отечественных АЗС за последние полгода снизились. Но, как утверждают эксперты, произошло это из-за дешевого импорта, хлынувшего в страну потоком и «оккупировавшего» более 60% рынка. В то же время, по данным замглавы парламентского комитета по вопросам ТЭК Юрия Бойко, показатели украинской нефтепереработки снизились по сравнению с прошлым годом на 25%.
Экс-министр топлива и энергетики считает, что сложившиеся обстоятельства необходимо использовать, чтобы «поднять» украинские НПЗ. «Снижение цен на нефть делает просто необходимым возобновление отечественной нефтепереработки и возврат к 2000 г., когда Украина экспортировала примерно 20% производимого топлива», - отмечает Ю.Бойко. А Кабмину следует обеспечить условия для развития отрасли: налоговые льготы, освобождение от НДС импортируемого оборудования, необходимого для реконструкции заводов, снижение железнодорожных тарифов.
По словам вице-президента ООО «ТНК-ВР Коммерс» по продажам и логистике Феликса Лунева, высокий уровень ж/д тарифов на перевозку нефтепродуктов отрицательно сказывается на конкурентных перспективах экспортной продукции отечественных НПЗ. «Условно говоря, если сейчас довезти мазут из Казахстана до Лисичанска стоит $80, то довезти его от Лисичанска до Феодосии стоит $40. Без снижения тарифов на перевозку, по крайней мере, экспортных позиций, не думаю, что есть большое будущее у наших заводов», - считает Ф. Лунев.
Что касается ж/д тарифов, то на недавнем заседании экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов руководству Минтранссвязи, Минфина, Минэкономики было предложено рассмотреть вопрос по снижению тарифов на транспортировку нефтепродуктов, которые потребляются предприятиями железнодорожного транспорта Украины.
Но пока этого не произошло, в ВР приняли в первом чтении проект о повышении ставки акцизного сбора на бензин на 83% - с €60 до 110 за т. На дизтопливо ставку планируется увеличить на 47% - с €45 до 95 за т. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что изменения приведут к увеличению доли акцизного сбора в цене 1 л бензина с 5% до 8%. Авторы документа считают, что внедрение изменений увеличит доходы Госбюджета на 4 млрд. грн., которые планируется потратить на строительство автодорог и подготовку к Евро-2012.
Выступая в ВР 23 декабря, Юлия Тимошенко заявила, что увеличение акцизного сбора не отразится на конечной стоимости бензина. «На спотовых рынках нефть уже стоит $25 за баррель. Но неадекватные цены на монопольном рынке Украины сохраняются. И введение акцизов не приведет к росту цен на топливо, а только к абсолютно нормальной прибыли в этом секторе», - сказала премьер-министр.
Практически на следующий день после спича премьера появились заявления экспертов рынка, опровергающие ее слова. «Повышение акциза при условии сохранения текущих цен на нефтепродукты и стоимости других затрат приведет к удорожанию топлива. В итоге акциз «ляжет» на плечи конечного потребителя», - утверждает исполнительный директор компании UPECO Сергей Куюн.
Гендиректор УО «Укрнефтехимпереработка» Владимир Емелин согласен с экспертом лишь частично. «Ставки акцизного сбора в Украине не увеличивались с 2003 г. Думаю, их стоит пересмотреть в сторону увеличения. А вот что касается повышения пошлины на импорт нефтепродуктов, то это приведет к дефициту на рынке качественного импортного топлива», - считает В.Емелин.
Эксперты уже подсчитали, что при сохранении нынешних колебаний курса доллара и низких мировых цен на нефть и нефтепродукты, С введением акциза бензин А-95 в рознице с января 2009 г. подорожает на 78 коп., а дизтопливо - на 101 коп. «Наши заводы не в состоянии обеспечить рынок, поскольку при нынешнем нестабильном и высоком курсе доллара выгоднее продать топливо на экспорт и получить за него доллары, на которые потом закупить нефть. При нынешних ценовых скачках на межбанке продавать продукцию на внутреннем рынке рискованно», - утверждает В. Емелин.
Специалисты раскритиковали утверждение премьера о сверхприбылях нефтетрейдеров. По их мнению, доходность розничной торговли нефтепродуктами в Украине - на уровне показателей Европы и стран СНГ. С.Куюн убеждает, что в 2008 г. валовая розничная маржа стабилизировалась, однако чистая прибыль снизилась за счет возросших затрат на транспортировку и эксплуатацию АЗС. Мощности украинских НПЗ сегодня загружены лишь на 42%, а рентабельность предприятий отрасли на низком уровне около 3-5%. В результате из шести НПЗ стабильно работают только четыре: Лисичанский, Одесский, Кременчугский и Дрогобычский, а также Шебелинский ГПЗ.
С.Куюн прогнозирует, что в 2009 г. в мире сохранятся низкие цены на нефть и нефтепродукты из-за падения спроса и спада в экономике. Европейским НПЗ вскоре придется конкурировать с продукцией новых заводов в Азии и на Ближнем Востоке, которые планируется ввести в строй в ближайшее время. Избыток нефтепродуктов приведет к укрупнению импортеров, перераспределению долей и приходу на рынок розницы новых игроков. При таком раскладе украинская нефтепереработка продолжит стагнировать.
Учитывая рыночные тенденции в сторону потребления высокооктановых бензинов и дизтоплива еврокачества, низкооктановый бензин постепенно уйдет с рынка. Перспективы имеют только те мощности, которые смогут удовлетворять новым стандартам качества EURO-4 и EURO-5. Кроме того, настоящий бум ожидается в направлении «метан-пропан-бутан», поскольку 2008 г. «отметился» большими объемами строительства газовых станций.
По мнению В.Емелина, чтобы потребители не страдали от резких скачков цен на топливо и продаж некачественных нефтепродуктов, необходимо стабилизировать курс доллара, который ныне является основным фактором влияния на ценообразование. Кроме того, с целью спасения отечественной нефтепереработки необходимо включить нефть и нефтепродукты в список товаров критического импорта, на который не будет распространяться планируемое повышение таможенной пошлины. |