Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

20.09.2021 :: 12:24

АЭС Украины 19 сентября выработано 218,11 млн. кВтч электроэнергии ©
20.09.2021 :: 10:10

Цены на нефть: баррель Brent - $74,91, WTI - $71,34
17.09.2021 :: 15:37

Украинский рынок дизтоплива в августе вырос на четверть
17.09.2021 :: 15:26

Рост цен на автотопливо замедлился - Минэкономики
17.09.2021 :: 15:18

Украина может производить 9,5 млрд. куб. м биогаза в год
17.09.2021 :: 11:51

С 10 по 17 сентября цены на автотопливо выросли на 30 - 40 коп./л



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
23.04.2021 :: 17:53
Нефтепродуктопровод Мозырь-Мукачево - «потерянный» приоритет
Андрей Старостин

Закрепив за собой нефтепровод Одесса - Броды, нефтеэкспортерам Азербайджана придется решать дилемму как не наломать дров на рынке Венгрии и при этом заполнить продуктопровод Мозырь-Мукачево.

Швейцарско-белорусская компания «ПрикарпатЗападТранс ПЗТ» 16 апреля 2021 г. проиграла тендер на право управления украинским участком нефтепродуктопровода Мозырь - Мукачево. До недавних пор его эксплуатировала ПЗТ, а в источниках РФ продуктопровод упорно именовался западным участком Самара - Западное направление. Кроме бывшей компании-эксплуатанта в конкурсе приняла участие
государственная компания УТН «Укртранснафта». Организатор конкурса, правительственное Агентство по розыску и менеджменту активов, полученными от коррупционных и других преступлений - АРМА, признало УТН победителем конкурса.

Получившая продуктопровод украинская нефтепроводная монополия УТН составляет костяк дивизиона «Нефть» Группы «Нафтогаз Украины». Дивизион был создан в 2019 г. для формирования политики НАК на рынке нефтяного сырья и автомобильных топлив. Кроме УТН и ее дочерней «Нафтогаз Ойл Трейдинг», в дивизион входят АТ «Укрспецтрансгаз» и «Укравтогаз».

Накануне конкурса, 7 апреля, глава правления НАК Андрей Коболев ответил СМИ на вопрос что приобретение контроля над продуктопроводом принесет этой государственной компании заявил: «мы не рассматриваем данный проект как проект, который принесет какие-то большие прибыли или доходы. В рамках общего объема бизнеса группы «Нафтогаз» этот объект точно не войдет и в двадцатку приоритетных».

Такая низкая оценка перспектив продуктопровода со стороны НАК исходит из плохой сопоставимости перспективного и прошлогоднего портфеля контрактов на заполнение продуктопровода. В последние годы, он работал более чем на половину мощности, ежегодно перекачивая с Беларуси и РФ около 2,4 млн. в год транзитного и импортного дизтоплива, которое шло потребителям в Украину и Венгрию. Украинский импорт в 2018 2020 гг. значительно сокращался под давлением пошлин, с 1,2 млн. т до 0,6 млн. т соответственно. Но в этот же период, по неофициальным данным, в Венгрии продукция с продуктопровода традиционно занимала до 80% всего ввоза дизтоплива этой страной. По оценкам, украинское направление ввоза и транзита нефтепродуктов производства РФ и Беларуси занимает порядка 40% внутреннего венгерского рынка дизтоплива. Этот импорт теснит продукцию венгерской корпорации MOL. Так что, заявленные А.Коболевым слабые надежды на приоритетность продуктопровода могут быть для Венгрии ситуативно весьма выгодны - раз труба внезапно опустела, то и проблем меньше.

Таковы реалии прошлых лет. Что же касается перспектив, то в прошлом 2020 г. получившая ныне продуктопровод УТН транспортировала в Беларусь всего немногим более 1 млн. т сырой нефти в интересах белорусской государственной BNK и азербайджанской государственной Socar International. И если верить азербайджанской прессе, такой же объем сырой нефти в Минске и Баку прогнозирует на 2021 г.

Теоретически это означает, что перспективная годовая ресурсная база работы продуктопровода в ближайшее время может составлять не более 0,8 млн. т дизтоплива в год. Именно столько Мозырский НПЗ может произвести из сырья азербайджанских компаний, и поставить на украинский и венгерский рынок их местным торговым партнерам.

Однако у этой слабой перспективы есть нюанс. Вялое, а не активное наполнение продуктопровода может развиваться лишь при одном условии - если компании Азербайджана будут осторожничать в отношениях с Москвой. И вдобавок к своим поставкам легкой нефти через Украину, они не начнут покупать в РФ нефть сорта Urals для НПЗ Беларуси.

Техническая привлекательность таких покупок состоит в том, что большинству НПЗ реагируя на рынок, выгоднее перерабатывать и легкую дорогостоящую нефть, вроде Azeri Light, и более дешевые сорта с высоким содержанием серы. По такому сценарию, компании Азербайджана и Беларуси в 2022 - 2025 гг. могут начать своп-операции по обмену части российской нефти, находящейся в нефтепроводах Беларуси, на азербайджанские ресурсы в других странах Европы. Если такие операции покажут прибыльность, «Нафтогаз Украины» может оказаться в корне не прав в своем нынешнем скепсисе относительно слабой приоритетности продуктопровода, полученного УТН.

По такому сценарию, торговля нефтью разных сортов позволит Баку и Минску найти дополнительные объемы нефти, чтобы перерабатывать ее в Беларуси и снижать ее зависимость от российского сырья. Это позволит наполнить готовой продукцией украинский продуктопровод. Даже, вплоть до его заполнения на всю проектную мощность перекачки более 3,5 млн. т в год. И затем выводить этот ресурс на рынки нефтепродуктов Украины и Венгрии. Продажа транспортных услуг под такую новую торговую политику Баку и Минска может принести новым украинским собственникам и операторам продуктопровода значительные доходы.

13 - 15 апреля, накануне состоявшегося в Киеве смены собственника украинского нефтепродуктопровода, в Баку состоялось напрямую связанное с этим событие - прошли переговоры президентов Азербайджана и Беларуси, которые были посвященны выработке совместных усилий по сбыту нефтепродуктов, произведенных из азербайджанской нефти, на белорусском рынке и рынках соседних стран.

Наряду с Украиной, ключевой соседней страной Востока Европы для Беларуси является Венгрия. Границу этой страны с Украиной можно назвать промежуточной точкой работы украинского продуктопровода Мозырь - Мукачево. Его протяженность 1,1 тыс. км почти соответствует протяженности сети внутренних венгерских продуктопроводов, которая превышает 1,2 тыс. км, и транспортирует нефтепродукты от Дунайского НПЗ корпорации MOL к границам Австрии, Словакии и Румынии.

В середине 2020 г., владеющая данной сетью продуктопроводов MOL вошла в число стратегических партнеров Азербайджана - эта корпорация закрыла сделку по покупке третьего по стоимости пакета из 9,5% акций в азербайджанском Международном нефтяном консорциуме, и приобрела 8,9% нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Напомним - BP, оператор Консорциума, владеет 30,37%, Socar 25%, ExxonMobil 6,7%, индийская ONGC 2,3%, японские Inpex Corp. и Itochu Oil по 9,31% и 3,65%, норвежская Equinor 7,27% и турецкая TPAO 5,73% акций.

Сейчас, после входа нефтегазовой корпорации Венгрии в клуб ведущих экспортеров нефти Азербайджана, становится очевидным, что рынок нефти и нефтепродуктов Венгрии и всей Восточной Европы переходит на этап активной трансформации. Трансформация идет в сторону намного более пестрой архитектуры источников поставок топлива, чем та, которая наблюдалось много десятилетий до этого. Переговоры Гейдара Алиева и Александра Лукашенко, посвященные совместным усилиям на рынке нефтепродуктов из азербайджанской нефти, показали, что трансформация рынков набирает темп.

В какой мере этот азербайджанский темп будет поддерживать главная нефтегазовая корпорация Венгрии, это большой вопрос. И от четкого ответа на этот вопрос, а не от мнений менеджеров, реально зависит, какую приоритетность готов занять продуктопровод Мозырь - Мукачево в украинской нефтяной отрасли.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2021

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов

{DOWN}