18.07.2013 :: 17:09
Народное хозяйство портит статистику УЗ
Александр Арбузов
По итогам первого полугодия 2013 г. железные дороги Украины сократили объем перевозок на 7,1%.
В последние годы главной причиной ухудшения экономического положения железных дорог и морских портов Украины считается сокращение транзита. Прежде всего, из РФ и Казахстана. Однако, еще по итогам 2012 г. можно было надеяться, что потери транзита будут компенсированы за счет экспортных и импортных грузов. А также благодаря стабилизации внутренних перевозок.
Так, по итогам 2012 г. общий объем перевозок составил 457454,5 тыс. т (-2,5% к 2011 г.), в т.ч. внутренние перевозки - 239509,5 тыс. т (-6,1%), импорт - 35096,2 тыс. т (+9,5%), экспорт - 140963,5 тыс. т (+7,3%), транзит - 41885,3 тыс. т (-17,9%).
Напомним, что рекордный показатель 2007 г. по общему объему перевозок составил 513925,6 тыс. т. Тем не менее, даже ухудшив эти показатели, УЗ продолжает оставаться пятой в мире железной дорогой по объемам перевозок грузов (после США, РФ, Китая и Индии).
К сожалению, показатели первого полугодия 2013 г. свидетельствуют о серьезном кризисе в экономике Украины. Падение произошло по всем перевозкам. Общий объем сократился на 7,1%, в т.ч. внутренние перевозки - 7,6%, экспортные - 1,5%, импортные - 2,9%, транзитные - 24,5%. И это в сравнении с не самым лучшим после кризиса 2011 г. Если же сравнивать с наихудшим – 2009 г., то по многим показателям ситуация схожа.
Сокращение экспорта еще можно объяснить ситуацией на мировых рынках. Но вот внутренние перевозки - это та сфера, где УЗ является «зеркалом» национальной экономики. Только частично этот спад можно объяснить переориентацией части грузов на автотранспорт. Сгласно данным Госслужбы статистики Украины, за январь-май 2013 г. объемы железнодорожных грузоперевозок сократились на 6,1%, а автомобильных - 1,9%. Меньшая динамика падения могла бы быть объяснением, если автотранспорт перевозил в несколько раз больше грузов, чем УЗ. Но по данным статистического ведомства за январь-май железные дороги перевезли 173.4 млн. т, а автотранспорт - 67,6 млн. т.
Госслужба статистики не детализирует эти объемы по видам перевозок. Возможно, украинские автоперевозчики серьезно сократили объемы международных перевозок и увеличили внутренние. Но, в любом случае, «дальнобойщики» не будут конкурировать с УЗ за перевозки угля, нефти, руды, минудобрений.
Если же посмотреть на показатели внутренних перевозок УЗ по номенклатуре, то сразу станет ясно, что в стране сокращаются объемы производства в строительстве, металлургии и машиностроении. Правда, судя по росту объемов перевозок удобрений, есть надежда на рост производства в АПК. Судите сами: внутренние перевозки угля сократились на 2,7 млн. т (-6%), минстройматериалов - 1,9 млн. т (-12,6%), железной руды - 1,4 млн. т (-7%), черных металлов - 620 тыс. т (-15,9%).
Впрочем, предлагаем читателям самим проанализировать эти показатели.
Показатели грузовых перевозок «Укрзализныци» в 1 полугодии 2013 г. тыс. т.
Наименование груза |
Всего |
Внутреннее сообщение |
2013 |
2012 |
% к 2012 |
2013 |
2012 |
% к 2012 |
Всего |
208768,2 |
224738,6 |
92,9 |
107049,6 |
115873,9 |
92,4 |
Каменный уголь |
55 024 |
59 605,0 |
92,3 |
42 158 |
44 866,0 |
94,0 |
Нефть и нефтепродукты |
11 552 |
15 172,6 |
76,1 |
3 774 |
4 471,6 |
84,4 |
Руда железная и марганцевая |
43 980 |
43 604,7 |
100,9 |
18 334 |
19 712,6 |
93,0 |
Руда цветная и серное сырье |
2 512 |
2 446,2 |
102,7 |
742 |
816,1 |
90,9 |
Черные металлы |
16 753 |
17 755,1 |
94,4 |
3 273 |
3 894,5 |
84,1 |
Цветные металлы и изделия из них |
30 |
28,5 |
103,9 |
1,81 |
1,7 |
106,8 |
Лесные грузы |
2 452 |
2 160,0 |
113,5 |
767 |
583,2 |
131,5 |
Химические и минеральные удобрения |
6 158 |
6 808,4 |
90,5 |
2 360 |
2 106,1 |
112,0 |
Химикаты |
3 256 |
3 524,2 |
92,4 |
637 |
966,0 |
65,9 |
Автомобили |
87 |
88,2 |
98,5 |
0 |
2,6 |
9,5 |
Машины и оборудование |
129 |
177,3 |
72,8 |
23 |
37,4 |
60,5 |
Зерно и продукты перемола |
8 275 |
11 956,7 |
69,2 |
793 |
1 072,5 |
73,9 |
Кокс |
6 050 |
5 914,4 |
102,3 |
4 311 |
4 498,4 |
95,8 |
Лом черных металлов |
2 649 |
2 436,2 |
108,7 |
2 460 |
2 371,3 |
103,8 |
Минстройматериалы |
30 574 |
31 693,1 |
96,5 |
13 134 |
15 035,1 |
87,4 |
Цемент |
2 736 |
2 726,0 |
100,4 |
2 596 |
2 637,1 |
98,4 |
Соль |
806 |
881,3 |
91,5 |
353 |
456,9 |
77,2 |
Другие грузы |
15 745 |
17 760,7 |
88,7 |
11 333 |
12 344,8 |
91,8 |
Продолжение таблицы
Наименование груза |
Импорт |
Экспорт |
2013 |
2012 |
% к 2012 |
2013 |
2012 |
% к 2012 |
Всего |
16518,5 |
17006,9 |
97,1 |
67808,0 |
68814,2 |
98,5 |
Каменный уголь |
6 701 |
7 326,2 |
91,5 |
3 532 |
3 174,6 |
111,3 |
Нефть и нефтепродукты |
2 620 |
2 349,8 |
111,5 |
94 |
966,3 |
9,7 |
Руда железная и марганцевая |
1 993 |
1 700,4 |
117,2 |
19 502 |
17 390,7 |
112,1 |
Руда цветная и серное сырье |
828 |
690,6 |
119,9 |
925 |
902,5 |
102,5 |
Черные металлы |
712 |
842,5 |
84,5 |
11 536 |
11 223,1 |
102,8 |
Цветные металлы и изделия из них |
20 |
19,5 |
100,5 |
4 |
5,4 |
73,7 |
Лесные грузы |
57 |
56,4 |
101,8 |
1 523 |
1 490,2 |
102,2 |
Химические и минеральные удобрения |
554 |
693,3 |
79,9 |
1 902 |
2 267,5 |
83,9 |
Химикаты |
429 |
482,6 |
89,0 |
900 |
869,9 |
103,4 |
Автомобили |
11 |
34,8 |
32,2 |
3 |
3,5 |
93,7 |
Машины и оборудование |
19 |
27,8 |
67,0 |
66 |
76,5 |
86,1 |
Зерно и продукты перемола |
12 |
42,8 |
28,2 |
7 343 |
10 323,6 |
71,1 |
Кокс |
479 |
135,4 |
354,1 |
1 203 |
1 252,4 |
96,0 |
Лом черных металлов |
102 |
42,3 |
240,3 |
0 |
3,9 |
0,0 |
Минстройматериалы |
1 017 |
1 581,6 |
64,3 |
16 182 |
14 808,4 |
109,3 |
Цемент |
14 |
2,1 |
653,5 |
123 |
82,5 |
148,8 |
Соль |
8 |
8,5 |
98,8 |
361 |
384,9 |
93,8 |
Другие грузы |
942 |
970,3 |
97,1 |
2 609 |
3 588,5 |
72,7 |
Продолжение таблицы
Наименование груза |
Транзит |
2013 |
2012 |
% к 2012 |
Всего |
17392,1 |
23043,6 |
75,5 |
Каменный уголь |
2 633 |
4 238,2 |
62,1 |
Нефть и нефтепродукты |
5 063 |
7 384,9 |
68,6 |
Руда железная и марганцевая |
4 150 |
4 801,1 |
86,4 |
Руда цветная и серное сырье |
17 |
37,0 |
45,4 |
Черные металлы |
1 232 |
1 795,1 |
68,6 |
Цветные металлы и изделия из них |
4 |
1,9 |
221,9 |
Лесные грузы |
105 |
30,2 |
347,1 |
Химические и минеральные удобрения |
1 342 |
1 741,5 |
77,1 |
Химикаты |
1 290 |
1 205,7 |
107,0 |
Автомобили |
72 |
47,2 |
152,8 |
Машины и оборудование |
22 |
35,6 |
61,6 |
Зерно и продукты перемола |
127 |
517,8 |
24,5 |
Кокс |
57 |
28,2 |
202,3 |
Лом черных металлов |
87 |
18,7 |
467,0 |
Минстройматериалы |
240 |
268,0 |
89,6 |
Цемент |
4 |
4,4 |
86,7 |
Соль |
84 |
31,0 |
271,0 |
Другие грузы |
861 |
857,0 |
100,5 |
|