17.06.2008 :: 14:45
Мировой автопром – мода на мини
Евгений Шевчук
Из-за резкого повышения цен на топливо стабильный мировой спрос на компактные и экономичные автомобили превратился в повальный.
Так, по результатам последних месяцев продаж, каждый пятый автомобиль, реализованный на американском рынке, был небольшого размера. А не более чем десять лет назад только одна из восьми продаваемых машин была маленькой.
Этот переход на авто меньших размеров наблюдается на протяжении нескольких последних лет. Однако процесс значительно ускорился в 2008 г. вместе с рекордным повышением цен на нефть на мировом рынке, в связи с чем в западных странах
|
24.11.2023
Ціни на нафту: барель Brent - $81,33, WTI - $76,42
23.11.2023
Ціни на нафту: барель Brent - $80,98, WTI - $76,27
22.11.2023
Ціни на нафту: барель Brent - $82,42, WTI - $77,76
21.11.2023
Ціни на нафту: барель Brent - $82,03, WTI - $77,56
20.11.2023
Середня ціна на скраплений газ з 17 по 20 листопада 2023 р. у мережах АЗС зросла до 35,37 грн./л [таблиця]
|
|
| значительно упал спрос на большие внедорожники и пикапы.
Также заметен рост популярности менее «прожорливых» четырехцилиндровых двигателей по сравнению с шестицилиндровыми. Главный аналитик по продажам Ford Motor Джордж Пипас отмечает, что это наиболее впечатляющая смена предпочтений потребителей за всю его 31-летнюю карьеру в компании.
Подобная тенденция является серьезным ударом для так называемой американской «Большой тройки» из Детройта - Ford, Chrysler и General Motors, модельный ряд которых содержит намного меньше «малышей», чем предлагают их основные конкуренты - японские автопроизводители Toyota и Honda.
Когда-то компактные авто считались в США дешевой и непривлекательной альтернативой большим внедорожникам. Сейчас же, при общей негативной тенденции рынка в этой стране, бал правят небольшие машины. Например, в апреле продажи Toyota Yaris выросли на 46%, рекордные показатели и у Honda Fit (в Европе - Jazz). Один из немногих в данной категории «американцев» Ford Focus «поднялся» на 36% по сравнению с апрелем 2007 г. Все эти модели отличаются хорошими показателями экономичности топлива на трассе.
Распространенной практикой среди американцев сейчас становится содержание нескольких автомобилей для разных нужд - «малыша» в качестве основного средства передвижения и внедорожника или пикапа - для «грузовой» работы.
Эксперты отмечают, что пики продаж небольших авто отмечались и ранее - во время кризисов в экономике и повышения цен на топливо. Когда экономическая ситуация улучшалась или падала цена на нефть, как это было в 1980-х годах, предпочтения покупателей непременно возвращались к большим машинам. Однако теперь, когда цены на «черное золото» бьют новые рекорды, а их снижение в ближайшее время довольно маловероятно, руководители автопрома заговорили о «поворотной точке».
«Эра больших грузовых пикапов закончилась», - признался исполнительный директор компании AutoNation, крупнейшего автодилера в США. В этом году продажи полноразмерных пикапов упали на 15%, при этом наиболее популярная модельная линейка F-series от Ford потеряла 27% в одном только апреле. Тем не менее, согласно прогнозам, объем реализации таких авто все же снова повыситься с «выздоровлением» американской экономики благодаря их широкому использованию в коммерческих целях.
Однако, несмотря на то, что американская автомобильная отрасль испытывает не лучшие времена за более чем десятилетний период, продажи экономичных машин растут. Так, для GM падение составило 23%, для Ford - 19%, Toyota же «уступила» всего 5% именно за счет наличия в своем арсенале маленьких машин.
При этом растет популярность т.н. маленьких кроссоверов, выглядящих как небольшие внедорожники. Как и компакты, они также заняли около 20% в структуре продаж на американском авторынке. Показательно и то, что согласно анализу, проведенному маркетинговой компанией J.D. Power&Associates, в апреле 42% реализованных автомобилей были оборудованы четырехцилиндровым двигателем, доля шестицилиндровых составила 38%.
Насколько «минимизация» автомобильной массы США повлияет на потребление страной топлива пока неизвестно. Сейчас, когда цены продолжают повышаться, многие водители из соображений экономии просто меньше ездят. Однако по некоторым показателям уже заметно, что изменение потребительских симпатий в сторону экономичных машин уменьшит общее использование топлива. К примеру, в одном из самых «моторизированных» американских штатов - Калифорнии - объем реализации бензина в январе снизился на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. и составил около 220 млн. л. По признанию аналитиков, такое снижение за год является «невероятным» и действительно связано с переходом водителей на небольшие авто.
Следует отметить, что не только показатели расхода топлива и практичность являются основной причиной роста продаж «малышей». В последнее время небольшой автомобиль становится просто-напросто модным. Аналитики Edmunds.com отмечают, что переход водителей на такие авто является «постоянной тенденцией» и соответствует настроениям Европы, где экономичные «малыши» начали приживаться давно.
Тем не менее, маржа от реализации маленьких машин для автопроизводителей невысока, и GM на свой страх и риск в ближайшие годы планирует выпустить целый ряд «полноразмерных» авто. В этой ситуации дополнительным стимулом для автопрома может стать введение в США новых норм по экономичности в 2015 г., согласно которым «аппетит» двигателя не должен превышать 7,5 л на 100 км. По информации J. D. Power & Associates, основные средства компании сейчас вкладывают все-таки в развитие «компактного» направления.
Toyota iQ
Например, Toyota в начале июня заявила о планах выпустить на японский и европейский рынки производственную версию своего концепта миникара iQ уже в 2009 г. Он станет конкурентом популярному немецкому Smart ForTwo, а также ожидаемым в скором времени Volkswagen up! и Tata Nano, в случае успешного выхода индийцев на международный рынок. Ожидаемый уровень продаж компакта - 100 тыс. авто в год.
Smart ForTwo
Отметим, что в І квартале Toyota с 2,41 млн. проданных автомобилей обогнала GM (2,25 млн.). При этом продажи американского концерна сократились примерно на 1%, а у японской компании они увеличились на 2,7%. Toyota впервые обошла General Motors, абсолютного лидера отрасли с 30-х гг. ХХ века еще в I квартале прошлого года, однако в целом по итогам финансового года GM сохранила лидерство - при общих объемах продаж обеих компаний почти в 9,5 млн. авто разница составила менее 3 тыс.
VW up!
Таким образом, японский автопром может усилить свои позиции в мире, окончательно «расправившись» с американцами, причем на их же собственном рынке. Ведь у теряющих прибыли автопроизводителей США может просто не хватить средств для разработки новых, «заточенных» под современные рыночные запросы моделей.
Tata Nano
Становится ясно, что в ближайшем будущем успех на рынке ожидает компании, которые заранее осознали необходимость разработки энергоэффективных автомобилей. Остается надеяться, что украинцы наконец «заметят» повышение цен на топливо и задумаются о переходе на более экономичные машины. |