06.06.2008 :: 08:14
Мельничук и Винский уже не «товарищи по партии»
Василий Бондарь
Конфликт между министром транспорта Иосифом Винским и гендиректором «Укрзализныци» Василием Мельничуком вызван, скорее всего, отнюдь не желанием «навести порядок» на железных дорогах.
Появившийся в последние дни в ряде изданий компромат на руководителя «Укрзализныци» подтверждает, что министр не отказался от идеи сменить руководителя монополии. Но если в начале мая критика И.Винского была основана на том, что В.Мельничук срывает выполнение финансового плана, то сейчас под «обстрел» попал и патрон гендиректора, народный депутат Николай Ковзель. Точнее транспортно-экспедиторская компания «Интертранс», с которой связывают нардепа. А это уже не спор руководителя с «проштрафившимся» подчиненным, а целая «внутрипартийная дискуссия». Удивительно, что только в начале лета министру стало известно, что еще в конце декабря прошлого года эта компания получила тарифные преференции на несколько сотен миллионов гривень.
Стоит напомнить, что 31 января на пресс-конференции И.Винскому задали вопрос на эту тему, с прогнозом, что по итогам года эти преференции приведут железные дороги к убыткам в сумме 1 млрд. грн. Министр ответил, что ничего об этом не знает, такого не может быть и назначил служебное расследование, и даже призвал журналистов в дальнейшем сообщать о таких фактах.
Декларируемое в начале года «единство команды» не должно было никого ввести в заблуждение. Рано или поздно конфликт между министром и главой «Укрзализныци» должен был произойти. Но даже в прошлом правительстве социалист Николай Рудьковский и «регионал» Владимир Козак не доходили до подобного уровня общения. Сейчас же речь идет о двух «товарищах по партии».
Первые проблемы возникли в феврале, когда И.Винский решил выставить на продажу щебневые карьеры «Укрзализныци». В середине марта во время поездки в Париж в ходе переговоров с представителями французской компании Lafarge у министра и гендиректора УЗ оказались разные взгляды на этот вопрос. Аудит карьеров в начале февраля согласно поручению министра должен был пройти с участием французов, что подразумевало некую заинтересованность компании в этих объектах. Но в Париже выяснилось, что Lafarge намерена инвестировать в модернизацию карьеров $120 млн., карьеры остаются в собственности железных дорог, сотрудничество проводится на условиях совместной деятельности, а прибыль делится 50 на 50.
Сторонником этого варианта был и В.Мельничук, понимавший, что продажа карьеров вынудит железные дороги покупать такое стратегическое сырье как щебень по рыночной цене. А это дополнительные ежегодные расходы по нынешним ценам в 200-250 млн. грн. Министр же настаивал на продаже с аукциона, что французов явно не очень устраивало.
Затем 18 апреля И.Винский подписал приказ №463 «О внесении изменений в перечни предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу управления Министерства транспорта и связи Украины». Согласно этому документу, Минтранссвязи были переподчинены несколько десятков финансово привлекательных железнодорожных предприятий.
Стоит только отметить Управление промышленных предприятий, в структуре которого те самые 18 щебневых карьеров, локомотиво- и вагоноремонтные заводы, Украинский государственный центр транспортного сервиса «Лиски» (Киев) и еще два специализированных железнодорожных оператора - «Укррефтранс» и «Укрспецвагон». Даже госпредприятие материально-технического обеспечения железнодорожного транспорта Украины «Укржелдорснаб» было выведено из подчинения В.Мельничука. Сложно понять, каким образом министерские чиновники собирались управлять этим хозяйством.
Как сообщают «злые языки» в «Укрзализныце», в середине мая Юлия Тимошенко дала поручение отменить этот приказ. Но официальной информации по этому поводу нет. Впрочем, на сайте Минтранссвязи не опубликован даже сам приказ №463. Но в любом случае, правительство должно было вмешаться в ситуацию. Хотя бы для того, чтобы не дискредитировать этим конфликтом БЮТ.
Но как видим, не вмешалось, а конфликт перешел в комическую фазу. Ведь как иначе можно называть «слив» в Интернет результатов проверок со ссылкой на «источники в контролирующих органах, не желающих скрывать правду».
Тем более, что «Укрзализныця», реформирование которой остановил И.Винский, в своей нынешней организационно-правовой форме очень удобна для обогащения компаний, близких к руководителям «партии и правительства». |