16.10.2008 :: 08:05
Магистральные трубопроводы и криминальный бизнес
Наталья Журбенко
Последнее публичное сообщение о масштабной несанкционированной врезке в нефтепровод датировано июлем 2008 г. Но это не значит, что такие случаи редки. Просто о них с явной неохотой сообщают в прессе, поскольку сегодня подобные хищения - хорошо налаженный бизнес.
По милицейским сводкам, в 2008 г. в профильном подразделении МВД расследуется 33 преступления, связанные с повреждением объектов магистральных нефте- и газопроводов. В прошлом году таких дел было зарегистрировано 104. Но есть и другая статистика. Источник в Генпрокуратуре Украины сообщил, что лишь 13 дел было расследовано и закрыто в 2007 г. и 9 - в 2008 г. Эксперты уверены, ответ один: подобные кражи - достаточно прибыльный бизнес.
«На 17-м километре автомагистрального нефтепровода «Кременчуг - Херсон» (близ Комсомольска Полтавской обл.) обнаружена незаконная врезка. Во время следствия обнаружено, что хозяин здания является управляющим одной из агрофирм Кременчугского района, на территорию которого и поставлялась нефть, добытая преступным путем», - такое сообщение распространила 8 июля пресс-служба Полтавского УМВД. В марте в Бродском районе Львовской области из-за врезки вытекло около тонны сырья, загрязнив 50 кв. м площади. А в феврале уголовное дело было возбуждено в отношении 4 человек, которые на протяжении 2007-2008 гг. похитили более 17 т нефтепродуктов на сумму свыше 70 тыс. грн. Это типичные примеры. Нередки и сообщения, когда «всплывали» и куда более пикантные факты: ворованная нефть поставлялась непосредственно на ближайшие коммерческие НПЗ, где успешно перерабатывалась.
Эксперт «Менеджмент Консалтинг Групп» Дмитрий Подтуркин утверждает, что заводы имеют от подобных «сделок» неплохой доход. Его мнение подтверждают и в ОАО «Укртранснефть». Специалисты компании уверены: сейчас в Украине хорошо налажен «бизнес» по хищению нефти и газа из нефте- и газопроводов. Этим занимаются хорошо подготовленные, технически грамотные лица, оснащенные современными средствами связи, автомобильной техникой, специальными инструментами, имеющие опыт по выполнению врезок и доступ на реальные рынки сбыта нефти.
В компании даже назвали расценки, существующие на «черном рынке» подобных работ: за техническую врезку в нефтепровод, установку необходимых устройств для дальнейшей заправки автомобилей, в зависимости от сложности выполнения, платят от $500-3000. Платить нужно и водителям топливозаправщиков с украденной нефтью, и сопровождающим их лицам, и тем, кто ведет наблюдение или охраняет конкретную врезку. Как правило, для оформления документов для перевозки нефти как печного топлива (мазута) и последующей ее продажи (переработки) открываются фирмы-однодневки.
В «Укртранснефти» сетуют, что данный «бизнес» очень хорошо организован и имеет реальные рынки сбыта, требующие насыщения. Причем намекают на то, что, несмотря на «рабочие встречи» с руководством райотделов УМВД, где были совершены правонарушения, на которых обсуждаются совместные действия для обеспечения охраны, предупреждения краж, расследования преступлений и т.д., нередко «возникают недоразумения». К примеру, в ходе подачи заявлений о преступлениях и при их расследовании бывают случаи недобросовестной и неполной отработки следственно-оперативными группами места события, фиксации следов преступлений, а также прекращения расследования без выполнения всех предусмотренных законом следственных действий для установления и поиска преступников. Наказание за такие кражи по УК достаточно сурово (от 7 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества), но на практике дальше ареста исполнителя дело зачастую не идет.
По данным ОАО «Укртрансгаз», наиболее «горячие» точки на карте магистралей: Донецкая, Луганская, Полтавская, Сумская, Харьковская области. Так, в 2007 г. таких врезок было зафиксировано 10, а в 2008 г. пока одна. В первом случае убытки составили 675 тыс. грн, во втором – более 496 тыс. грн. «Все правонарушения произошли на участках линейной части магистральных газопроводов, которые не охраняются. Охрану таких участков невозможно организовать физически, поскольку они раскиданы по территории - общая длина газопроводов составляет 36 800 км», - утверждают в компании. В то же время, любая неосторожность может спровоцировать сильный взрыв. А разлитая нефть - удар по экологии.
С воровством борются и сами компании: в «Укртрансгаз» и «Укртранснефти» созданы спецподразделения ведомственной охраны, которые трудятся бок о бок с сотрудниками Госслужбы охраны при УМВД Украины, подразделениями ГП «Нефтегазбезопасность» НАК «Нефтегаз Украины». В арсенале этих спецподразделений газовое и пневматическое оружие, автотранспорт повышенной проходимости, приборы ночного видения, устройства для поиска несанкционированных «врезок» и отводов и т.д. В прошлые годы на обеспечение объектов охраны «Укртрансгаз» тратил около 10 млн. грн., в этом году в компании отметили, что ненамного «превысили указанную сумму». В пресс-службе «Укртранснефти» на вопрос о финансах ответить затруднились.
Казалось бы, и мышь без ведома столь бдительной охраны не проскочит: линейная часть магистральных нефтегазопроводов разделена на зоны и закреплена за подразделениями безопасности, охраняется передвижными патрулями и группами быстрого реагирования, обеспечено взаимодействие с диспетчерами, аэровизуальное обследование (вертолеты), Согласно с планом работ выезжают аварийные бригады, линейные объездчики и обходчики... Но результаты противодействия преступным действиям, судя по статистике, пока не дают поводов для оптимизма.
Специалисты отмечают, что увеличение количества несанкционированных вмешательств носит сезонный характер. В основном «портят» благополучную статистику осень и весна - время сельхозработ, когда по полям круглосуточно передвигается большое количество автотранспорта и «уследить за всеми невозможно». Усердия ответственным подразделениям безопасности могли бы прибавить органы прокуратуры Украины: контроль за ведением уголовных дел, возбужденных правоохранительными органами по фактам преступлений, совершенных в ТЭК, следует усилить. Но, похоже, всех устраивает сложившаяся ситуация. |