18.02.2008 :: 19:16
Кто заработает на Киевской окружной?
Тарас Федорчук
Увлечение министра транспорта и связи строительством Киевской окружной дороги может привести к полной остановке всего дорожного строительства в Украине.
Заявленные параметры трассы уже вызывают вопросы у экспертов по техническим, юридическим и самое главное, по финансовым аспектам проекта. Киевский облсовет утвердил генеральное направление трассы второй кольцевой дороги вокруг Киева по территории восьми районов Киевской области. Таким образом, всем заинтересованным лицам дана отмашка - проект пошел, строительство можно начинать. Однако в этом проекте до сих пор остается множество «белых» пятен. Например, откуда возьмутся средства на проект и как будет решен вопрос с компенсацией за землю, по которой пройдет трасса.
Чтобы предотвратить спекуляции с земельными участками, облсовет рекомендовал местным советам наложить временные ограничения выдачи разрешений на изъятие, предоставление в пользование и изменение целевого назначения земельных участков в пределах территорий, которые совпадают с генеральным направлением трассы. «Запретными» становятся земли на расстоянии 250 м в обе стороны от условной оси трассы. Правда, стоит отметить, что «ось» - пока еще достаточно условное понятие. До сих пор нет ясности, где именно пройдет дорога. Есть только предварительные проработки, которые в некоторых местах прохождения трассы вызывают жаркие споры.
Однако, по словам Иосифа Винского, существуют планы строительства трассы, и уже в этом году будут построены первые участки. Вернее, в большинстве случаев предполагается реконструировать уже существующие магистрали с расширением их до 4-6 полос.
«В первую очередь строительство будет вестись по так называемому южному направлению. Мы соединим «Варшавку» с житомирской и одесской трассой. Это участки №1, 2, 3 и 7. Для понимания, первые три участка пролегают от варшавской трассы до трассы Киев - Одесса и Киев - Днепропетровск. Далее пойдем в сторону харьковской трассы. Построим мост через Днепр, далее дорога пойдет в сторону Борисполя. Участок №7 соединяет трассы Киев - Харьков и Киев - Москва. Другими словами, работы по указанным четырем участкам начнутся одновременно, чтобы уже в ближайшее время иметь хоть часть кольцевой дороги, потом займемся и другими участками, чтобы завершить Южное полукольцо. Вторым этапом будем строить Северное полукольцо вокруг Киева и мост через Днепр под Вышгородом, через Киевское море. Но первые 4 участка мы хотя бы частично построим уже в этом году», - заявил министр.
Такой оптимизм, по словам И.Винского, вызван желанием руководства государства подготовиться к Евро-2012. Для приема чемпионата необходимы современные дороги и столица Украины должна иметь их в первую очередь. Однако в этой истории есть ряд существенных нестыковок.
Первый вопрос заключается в стоимости автомагистрали. Элементарная арифметика: бюджет Укравтодора на 2008 г. - 5 млрд. грн. Еще приблизительно столько же обещают привлечь в виде кредитов в рамках программы Евро-2012. Бюджет же строительства окружной по самым скромным подсчетам составляет 25 млрд. грн. Эту цифру озвучили как проектанты (разработчики документации), так и практики (Укравтодор).
Правда, при этом сам министр транспорта и связи признает, что, вероятнее всего, за счет инфляции и необходимости выкупать земли у частных лиц и структур расходы увеличатся до 40 млрд. грн. Получается, чтобы успеть к 2012 г. завершить строительство, на трассу надо направить весь бюджет Укравтодора. При этом эксперты считают, что, скорее, всего бюджет дороги «раздуется» и до более внушительных 50-60 млрд. грн., так как уже сейчас известно, что 1200 га из 2000 га, необходимых под строительство магистрали, скуплено частными структурами.
Напомним, ранее утвержденный проект строительства предполагал, что в качестве компенсации владельцам земли будет выделено не более $1 тыс. за сотку. Это притом, что уже сейчас котировки превышают этот показатель в 5 раз. Эту проблему новый руководитель Укравтодора Петр Кравчук планирует решить благодаря закону о принудительном выкупе земли для государственных нужд. «Мы ожидаем, что закон примут в ближайшее время и можно будет по справедливым, а не спекулятивным ценам выкупать земли и строить трассу. Государство заинтересовано в строительстве этой магистрали и я думаю, что особых проблем с принятием закона не будет, вопрос только в дальнейшей реализации норм, заложенных в законе», - заявил П.Кравчук.
Но как будут решать проблему компенсаций? В судебном порядке сносить десятки, а то и сотни дач? Маловероятно. Строить мосты над дачами - также проблема. Ни один уважающий себя дачник не согласится жить под автострадой и «затаскает» по судам дорожников. Вероятнее всего, строители попытаются получить кредит под сооружение трассы и за его счет будут выплачивать компенсации.
Но тут возникает следующий вопрос, а каким образом будут компенсировать расходы государства на строительство окружной? В проекте написано, что трасса будет бесплатной, однако некоторые чиновники все же оговариваются, что ее, передадут в концессию внешнему инвестору. А тот сделает дорогу платной.
Сколько будет стоить проезд по новой дороге? Ранее, при обсуждении введения платы за проезд автобаном Киев - Одесса и Львов - Краковец, называлась ставка 12 коп. за км для легковушек и 35 коп. для грузовиков, потом заявлялось, что эту ставку надо пересмотреть в сторону увеличения хотя бы на треть. Плата за проезд по мостам при этом должна взиматься отдельно, хотя, методики определения стоимости так и не обнародовали. Несложный расчет: стоимость проезда по т.н. Южному полукольцу в обход Киева для грузового автомобиля по самым минимальным расценкам должна составить не менее 15 грн. И это - без стоимости пересечения моста через Днепр. При рентабельности перевозок в 10-15% такие платежи для автоперевозчиков будут попросту невыгодными.
Итак, Большая окружная дорога рискует стать очередной «стройкой века». Почти у каждого из предыдущих Министров транспорта был такой масштабный проект, на котором можно было пиариться и «закапывать» бюджетные средства. У Е.Червоненко и В.Бондаря это был порт на озере Донузлав, у Н.Рудьковского - мост через Керченский пролив и программа строительства автобанов. Похоже, новый министр не сумел прервать эту традицию. |