Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Отраслевая политика
21.09.2011 :: 16:04
Кремль подсунул Киеву атомную пустышку
Андрей Старостин

Создав уже второй раз в украинской истории заведомо провальный проект в сфере производства ядерного топлива, Украина неминуемо сделает болезненные для РФ выводы.

Вслед за тупиком в переговорах о кредитовании достройки энергоблоков ХАЭС, к середине 2011 г., начал превращаться в иллюзию еще один проект украино-российской атомной кооперации - проект строительства в 2011-2013 гг. Смолинского Завода по производству ядерного топлива для АЭС (СЗЯТ). «Завод не будет запущен ни в 2013 г., ни в 2014 г.», - заявила прессе в начале сентября Ольга Кошарная, эксперт
Отдела энергетической безопасности Национального Института Стратегических исследований.

Ее скепсис связан с тем обстоятельством, что россияне задумали растянуть процедуру передачи Украине ядерно-топливных технологий на долгие годы, а еще лучше, на десятилетия: «Закончить до 2013 г. строительство не удастся. Эта дата запуска взята из государственной целевой экономической программы «Ядерное топливо», утвержденной в 2009 г. Причем, 18 июля 2011 г. был объявлен тендер на закупку исходных данных для разработки ТЭО у единственного технического исполнителя - российского ОАО «Государственный специализированный проектный институт (ГСПИ)». Три месяца ГСПИ надо только на подготовку. Потом будет процедура прохождения экспертиз ТЭО. А потом все документы будут поданы в Кабмин. И следующий этап - это собственно разработка проекта завода. После чего, опять серия экспертиз. На мой взгляд, уже есть 4 года отставания. Мы видим, что повторяется опыт созданного в 1996 г. украино-росийского СП «ТВЭЛ-Энергия», - подытожил эксперт.

По неофициальным данным, изначально, украинская сторона намеревалась добиться от ТВЭЛ РФ передачи документации по технологиям завода украинскому «НИИ Промтехнологий», принадлежащему госконцерну «Ядерное Топливо». По условиям тендера на строительство, концерну должно принадлежать 50% плюс 1 акция ЧАО «СЗЯТ», еще 50% минус одна акция должно быть передано ТВЭЛу.

Однако, россияне передать партнерам ноу-хау отказались. В проекте появился третий игрок в лице ГСПИ. Но с таким же успехом, Киев мог бы навязать проекту третье лицо, формально связанное с концерном «Ядерное Топливо». Все эти негативные тенденции привели к тому, что первое учредительное собрание СЗЯТ, состоявшееся 8-9 сентября в Малой Виске Кировоградской области, стало формальным и однобоким мероприятием.

Из-за демарша ТВЭЛ с появлением в двухстороннем проекте «третьего», переговоры о вариантах оплаты учредительных долей даже не велись. То есть, когда появиться учредительный договор - неизвестно. Вместо него, учредители обсудили, как уже повелось, сугубо украинские обязательства. А именно, провели ознакомление с землеотводом, а также изучили перечень мероприятий, подготовленный к общественным слушаниям, намеченным на конец осени.

Эти слушания, судя по всему, обещают быть горячими, польку в деле строительства СЗЯТ присутствует существенный внешнеполитический фактор - за победу в тендере на право строительства завода СЗЯТ соревновались американская Westinghouse и российская государственная «Топливная компания ТВЭЛ». И американцы, проиграв тендер по сугубо политическим причинам, в любой момент могут взять реванш.

Российский «Росатом», владелец ТВЭЛ, гарантировал Кабмину Николая Азарова, что концерн «Ядерное топливо» получит от партнеров взнос в эквиваленте 60% от стоимости завода. Сейчас же, после победы в тендере, речь пошла уже не об обещанных инвестициях в завод, а об условиях кредитования украинского концерна. Ныне концерн надеется получить в капитал компании СЗЯТ более $200 млн. (завод стоит $600 млн., хотя, еще в 2005-2007 гг. пророссийское лобби в Киеве тиражировало миф о стоимости в $1 млрд.).

Кроме наивных финансовых ожиданий Украины и острой восприимчивости ее чиновников к «заносу аргументов», у провала в тендере более скованной в «аргументах» Westinghouse была, как мы уже говорили, сугубо политическая причина. Она касалась сферы проблем лицензирования. Дело в том, что с подачи российского лобби в Киеве, Westinghouse в 2001-2009 гг. так и не смог полностью загрузить своим топливом Южно-Украинскую АЭС.

В результате, к началу тендера на право строительства СЗЯТ американская компания так и не получила на руки полноценную лицензию на право промышленной эксплуатации свого топлива. И на тендер, фактически, вышел всего один полноценно лицензированный участник - компания «ТВЭЛ». По украинским законам, это могло дать Киеву повод для переноса тендера, но тут в сугубо технологические задачи атомной отрасли опять вмешалась политика.

На протяжении 2010-2011 гг., украинские власти, пытаясь решить свои «газовые вопросы» - судорожно искали любой повод для демонстрации «восстановления бездумно попранных связей». Проект строительства СЗЯТ как нельзя лучше подходил для этой роли. Но политика есть политика. Исходя из ее законов, Киев к 2011 г., так и не получил желаемых газовых дотаций. И поэтому решился «на афронт» - правящая парламентская коалиция в конце лета приняла проект нового Ядерного Кодекса, по которому, в Украине допускается работа не одного, а двух заводов по производству ядерного топлива.

По мнению экспертов, в законопроект заложена идея того, что Westinghouse рано или поздно осуществит полную загрузку свого топлива на ЮУАЭС, после чего это топливо будет окончательно лицензировано, и инвестор сможет приступить к строительству «завода-2». Грустный, для россиян, нюанс такой перспективы состоит в том, что в ходе развертывания работы СЗЯТ, Киев может потребовать начала производства на нем новых, более современных сортов топлива. Например, с увеличенным процентом выгорания урана, или, с увеличенной устойчивостью при утилизации. Марки такого топлива у РФ есть, но в Украине они пока должным образом не лицензированы. В таком случае, Westinghouse останется для получения лицензии 2-3 года, а ТВЭЛу для этого понадобиться лет семь. Если такое развитие событий подтвердится, то завод в Смолино, действительно, можно будет строить долго, как того и хочет ныне Кремль. Не 2-3 года, а лет 10 или 20.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}