Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Рынки и компании
24.07.2009 :: 15:34
Конфликт в МТП «Южный»: причины и следствия
Василий Бондарь

Конфликт между руководством порта Южный и терминала «Трансинвестсервис» создает дополнительные проблемы для Юлии Тимошенко накануне президентских выборов, наносит ущерб имиджу Украины и показывает несостоятельность системы управления транспортной отраслью.

Громкие заявления чиновников о «рейдерстве» и попытках «обанкротить порт» напоминают хорошо продуманную PR-акцию. При этом Юлия Тимошенко, после заседания Кабмина 22 июля, фактически встала на сторону начальника порта Юрия Крука. По словам Ю.Тимошенко, «в портовом хозяйстве мы продолжаем наводить порядок и убираем все коррупционные структуры, которые, так или иначе, захватили припортовые коридоры, причалы, портовые территории и терминалы».

Конфликт стал публичным 13 июля, после того, как Ю.Крук провел пресс-конференцию, на которой заявил буквально следующее: «Схема предельно проста - компания в начале захватила прилегающие к порту земли, далее, по договоренности с местными властями, построила там свои терминалы, не согласовав сметы с портом. Затем были проведены дноуглубительные работы по пяти причалам, также без согласования с портом, а потом порту предъявили иск на 52 млн. грн. для компенсации этих расходов. Но этот иск только по одному из причалов, общая сумма претензии сейчас уже оценивается в 500 млн. грн. Если суд удовлетворит это требование, то порт будет признан банкротом - у нас просто нет таких средств».

Кроме того, начальник порта обвинил ТИС в незаконном использовании двух причалов (№16, 17), договор аренды которых закончился в начале года. «ТИС до сих пор работает на этих терминалах и не передает их обратно порту. Потери порта составили 32,66 млн. грн., госбюджет от этого недополучил 15,041 млн. грн.», - отметил Ю.Крук.

Его позицию также поддержал замминистра - председатель администрации морского и речного транспорта Михаил Чубай. Хотя после известных событий, связанных со сменой собственников АСК «Укрречфлот», комментарии М.Чубая по поводу «рейдерства» явно неуместны.

Сегодня причал №17, находится на балансе МТП, обеспечивает перевалку минеральных удобрений и ТИС платит порту компенсацию. Причал №16 обеспечивает зерновой терминал, находится в собственности ФГИУ и ТИС платит за это арендную плату. Таким образом оба причала находятся в госсобственности и о каких-либо попытках ТИСа их присвоить ничего не известно. Причем, незадолго до заявлений Ю.Крука 9 июля, ФГИУ продлил договор с ТИСом по причалу №16. Кроме того, ТИС в последние годы самостоятельно построил причалы №18-20 (угольно-рудный комплекс) и на стадии завершения причалы №21-23 (контейнерный терминал).

Заявления о попытках обанкротить порт Южный и создать прецедент для банкротства других портов также не имеют под собой оснований. Интересно, что иск в Хозяйственный суд Одесской области, с требованием компенсации 51,3 млн.грн за дноуглубление акватории при строительстве причала №18 ТИС подал еще в январе. Но заявления о «рейдерстве» прозвучали только через полгода.

Причем эти работы были согласованы еще в 2005 г., а 3 апреля 2006 г. был подписан приказ Минтранссвязи №302 «О внесении изменений в Порядок учета и использования средств от портовых сборов». Ранее, при использовании портовых сборов, не было предусмотрены расходы на развитие (расширение) акватории, а только на поддержание глубин на существующих акваториях. Кроме того, в этом приказе была предусмотрена процедура компенсации госпортами расходов за выполненные инвесторами дноуглубительные работы. В данном случае ТИС по закону не может принять на баланс операционную акваторию, закрепленную за МТП, и возникает проблема отражения понесенных расходов по бухгалтерской отчетности.

На 18 причале глубины были увеличены с 3 до 15 м, объем работ составил 1,54 млн. куб. м. Причем ТИС предлагал платить по $900 тыс., в течение 7 лет. При этом, в 2008 г. доходы порта, за проходы судов к причалам ТИСа, составили $18,8 млн.

По информации, которой мы располагаем, в конце 2008 г. у руководства ТИС с Ю.Круком была достигнута договоренность о компенсации. Начальник порта не возражал, но отметил, что ему могут не позволить внести эти расходы в финплан, и сам предложил подать иск в суд, чтобы выплатить компенсацию по решению суда. Но как видим, в дальнейшем Ю.Крук преподнес собственную инициативу как попытку «рейдерства».

Здесь стоит отметить, что позиция Ю.Тимошенко в этом конфликте, противоречит ее же поручениям месячной давности. 26 июня она поручила Минтранссвязи «обеспечить равенство условий работы отечественных и иностранных экспортеров в порту «Южный». Поводом стало обращение Полтавского ГОКа, совместно с которым создан терминал «ТИС-Руда».

Причем злоупотребление монопольным положением порта Южный установил АМКУ. Для судов, заходящих на причалы порта установлена скидка в 50%, для ТИСа установлена скидка в 30% только для причалов №17 и 18. Как видим, начальник порта Южный не спешит исполнять поручение премьер-министра.

Обвинения в свой адрес вынудили руководство ТИСа также публично прокомментировать ситуацию. 18 июля на пресс-конференции, руководители компании Алексей Ставницер и Олег Кутателадзе привели примеры злоупотреблений в порту Южный.

В частности было заявлено, что ТИС заказывал дноуглубительные работы немецкой компании Mobius с фиксированной стоимостью с 2006 г. в EUR3,39 за выемку 1 куб. м. В то же время, порт заказывает дноуглубительные работы у другой компании, в два-три раза дороже. Второй пример: ТИС построил 4 причала по цене от $35тыс. до $45 тыс. за 1 погонный метр. Смета строительства причала № 9 порта Южный, по данным ТИСа, предполагает цену около $70 тыс. за 1 погонный метр. Возникает вопрос - почему на эти заявления до сих пор нет реакции правоохранительных органов. Ведь, если подтвердятся заявления руководителей ТИСа, то только на строительстве причала № 9 МТП собрался завысить стоимость работ на $7,5 млн.

Стоит также отметить, что в создание своих терминалов ТИС инвестировал $350 млн., создав 2 тыс. рабочих мест. Сейчас мощность терминалов составляет около 25 млн. т. В 2008 г. ТИС, с объемом в 8,6 млн.т., стал шестым в Украине после таких портов как Одесский, Южный, Ильичевский, Мариупольский и Николаевский. Кроме того было построено 50 км подъездных железнодорожных путей.

И, наконец, до полного абсурда, доведена ситуация с судном «Scan Oceanic», доставившим из Испании перегружатель для угольного терминала. Судно еще 14 июля прибыло на внешний рейд порта, но администрация МТП до сих пор не дает разрешение на его постановку к 21-му причалу, мотивируя тем, что причал еще не внесен начальником порта в Свод обязательных постановлений. Хотя причал построен, сдан в эксплуатацию, и освидетельствован Регистром судоходства Украины, а документы на внесение в Свод обязательных постановлений были направлены начальнику порта еще 3 июня. Ущерб ТИСа, от простоя судна, уже превысил EUR200 тыс. и компания намерена взыскать эти деньги лично с начальника порта.

В свою очередь порт предложил свой вариант выхода из ситуации, предложив внести причал в свод обязательных постановлений при условии отказа от претензий материального характера. Как сообщили в компании ТИС, Ю.Крук направил проект договора только 16 июля, когда «Scan Oceanic» уже три дня находилось на рейде. При этом, в обязательные постановления было внесено следующее изменение «В случае соответствия предоставленных документов требованиям действующего законодательства, и при отсутствии взаимных претензий материального характера между Портом и владельцем причала, связанных с проектированием, строительством, введением эксплуатацию, а также другими роботами в акватории Порта, начальник Порта выдает распоряжение о внесении причала в Обязательные постановления по Порту».

Не вдаваясь в юридические тонкости отметим. Что если ТИС откажется от требований компенсации, то порт получает бесплатно объект стоимостью 350 млн. грн. Из этой суммы он должен будет сразу заплатить 20% НДС и 25% прибыли, т.е. почти 160 млн. грн. ТИС такую передачу должен будет списать на убытки, и не сможет выплатить около 60 млн. грн в бюджет. Кроме того, что-то придется объяснять западным банкам. В варианте предлагавшейся ТИСом рассрочки в 2009 г. порт должен был бы выплатить компенсацию в сумме около 7 млн. грн, но получил бы за судозаходы на причалы ТИСа портовые сборы - около 100 млн. грн. И даже при постепенной компенсации всех 350 млн. грн. в течение 7 лет, ежегодно порт бы выплачивал около 50 млн. грн, а из этой суммы ТИС бы еще и платил налоги. Таким образом, последняя инициатива Ю.Крука приведет к потерям и порта и госбюджета. Но вот во сколько оценить имиджевые потери Украины. Ведь ситуация уже стала широко известна в международном морском и банковском сообществе.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}