11.12.2009 :: 16:30
Комбинированные поезда: коммерция или PR?
Евгений Шевчук
Для «Укрзализныци» уже стало традицией демонстрировать нестандартные ходы в ответ на вызовы финансового кризиса. Но, к сожалению, большинство из них скорее напоминают дорогостоящие PR-акции, чем реальные коммерческие проекты.
Похожая ситуация складывается и вокруг проекта комбинированного контрейлерно-контейнерного поезда «Зубр» (Ильичевск/Одесса - Минск - Таллин/Рига). С сентября нынешнего года руководство УЗ обещает запустить «в ближайшее время на регулярной основе» данный поезд. Обратите внимание на формулировку «на регулярной основе». Для регулярной основы необходимы стабильные грузопотоки. А они еще не столь велики для стабильной загрузки. Как признался на очередной презентации поезда «Зубр» в Одессе замгендиректора «Укрзализныци» Виктор Черный, пока данный поезд курсирует между Латвией и Беларусью, Украина и Эстония будут подключаться к проекту по мере накопления грузовых партий.
Накопление же партий, пока ожидается только в перспективе. С сентября данный поезд совершил один экспериментальный рейс для отработки технологии обслуживания грузов. Следующий возможен только к концу декабря. По словам первого заместителя директора ГП «Лиски» Виктора Петрова, ряд производителей ферросплавов заинтересовались данным проектом для транспортировки в Финляндию своей продукции. Интерес также проявляют финские предприятия, которые в свою очередь готовы, отправлять в страны Черноморского региона лесоматериалы, электронику и т.д.
Однако, как признают сами железнодорожники, пока что этих объемов недостаточно для регулярного сообщения. Регулярное - это 15-20 TEU в неделю или 60-80 TEU в месяц. Надо отметить, что с июня текущего года поезд курсировал по маршруту Рига - Минск со средней загрузкой 50 TEU в месяц, с сентября уровень загрузки начал приближаться к 80-90 TEU в месяц, т.е. буквально за три месяца поезд вышел на уровень рентабельности. При этом все эти три месяца железнодорожные администрации Беларуси и Латвии вели активную рекламную кампанию.
В случае же с раскруткой украинского направления, по мнению экспертов, УЗ выбрала не совсем удачное время. В стране началась активная фаза президентских выборов, которая совпала с сезонным спадом объемов перевозок. Поэтому декабрь-январь, вероятнее всего, не продемонстрируют значительного интереса со стороны грузовладельцев к новому проекту.
В определенной мере «Зубр» может стать конкурентом второго проекта – «Викинг» (Ильичевск-Минск-Клайпеда). С 2003 г., по этому направлению было перевезено около 150 тыс. TEU (в 2008 г. около 34 тыс. TEU). Причем, несмотря на все преимущества (стоимость перевозки железными дорогами в среднем в два раза дешевле, чем автомобильным транспортом) операторы данного рынка констатируют, что развитие этих проектов сдерживают таможенные процедуры.
Элементарный пример: при погрузке контейнеров в Ильичевске они проходят все таможенные процедуры. Однако приезжая на границу, поезд вынужден вновь проходить таможенные формальности (хотя и в меньшем объеме). На это тратится от 2 до 6 часов. Спрашивается зачем?
Исходя из опыта «Викинга», можно утверждать, что и «Зубр» ожидают те же проблемы, и поэтому скорых дивидендов от эксплуатации нового проекта ждать не приходится. Хотя перспективы проекту «нарисовали» немалые. На сегодня заинтересованность в участии в проекте уже проявили Финляндия, Швеция, Дания и Норвегия. Также рассматривается возможность продления транспортного коридора в сторону Болгарии и Турции. Правда, упомянутые страны о своем возможном участии заявляют еще с 2003 г., когда начал курсировать «Викинг», но до сих пор не присоединились к проекту. И судя по всему именно из-за бюрократических формальностей… |