29.09.2011 :: 14:30
Колесников не выполнил обещание
Анна Середенко
Прошел месяц после обещания Бориса Колесникова, что «Укрзализныця» получит статус таможенного перевозчика уже в сентябре 2011 г. Это должно было улучшить ситуацию с железнодорожным транзитом через Украину. Но в Минфине и Гостаможслужбе по этому поводу другое мнение.
Еще в марте 2005 г. ГТСУ под надуманным предлогом лишила шесть железных дорог Украины лицензий таможенного перевозчика. Этот статус позволял железным дорогам гарантировать доставку подакцизных товаров при транзите, без дополнительных платежей для клиентуры за эту услугу. Тогда же был введен механизм финансовых гарантий, и основными игроками этого рынка стали независимые финансовые посредники. Они, в свою очрередь, за определенную плату, гарантировали, что транзит не будет прерван, и товары, с которых не были уплачены налоги, благополучно покинут украинскую территорию.
Заметим, что за все предыдущие годы на железных дорогах Украины не было зафиксировано ни одного случая контрабанды в виде прерванного транзита. Опрошенные нами участники рынка назвали главными компаниями, через которые сейчас можно оформить железнодорожный транзит, - «Гарант-Сервис» и «Донтрансгарант и компания». По данным tbu.com.ua, компанию «Гарант-Сервис» (сейчас «Велта П.М.С.Г. «Гарант-Сервис»), еще с 1997 г., связывают с Андреем Деркачем. О принадлежности второго крупного посредника мало что известно. Несмотря на присутствие в названии грозного слога «дон», компания имеет киевскую прописку. Услуги этих посредников обходятся грузоотправителям от $0,5 до $2,5 за т в зависимости от объема и номенклатуры груза.
Лишение железных дорог статуса таможенного перевозчика дорого обошлось «Укрзализныце» - многие перевозчики не захотели вникать в тонкости украинского законодательства, и вагоны с подакцизными товарами поехали в обход - через Польшу и Беларусь. После введения механизма финансовых гарантий на железных дорогах Украины практически, сошли на нет, транзитные перевозки алкогольных и табачных изделий из стран центральной Европы в РФ, автомобилей, мебели, продуктов питания.
При этом реакция Гостаможслужбы на падение объемов перевозок была довольно странной - она начала расширять перечень позиций, подлежащих гарантированию. Вначале это были четыре позиции (алкоголь, табак, нефтепродукты, автотехника), к 2008 г. их стало уже 15. А в апреле 2008 г., приказом ГТСУ №396, этот перечень был увеличен еще на 84 позиции. Сюда вошли даже такие малопривлекательные для потенциальной контрабанды грузы, как солома и фураж.
В итоге, если в 2007 г. было перевезено 2,3 млн. т таких грузов (около 5% всего железнодорожного транзита), то в 2009 г., когда уже и солома оказалась подакцизной - 0,6 млн., в 2010 году - 0,3 млн. За этот же период объемы перевозок железными дорогами мебели сократились в пять раз, электробытовых приборов - в 2,9 раза, продукции машиностроения и оборудования - в 2,4 раза. И эти объемы перешли не только на автотранспорт, но и в российские порты и на Белорусскую железную дорогу (БЧ). Кстати, и РЖД, и БЧ в своих странах имеют статус таможенных перевозчиков.
После того, как ГТСУ в прошлом году решила расширить перечень товаров для гарантирования еще на 54 позиции, даже «правительство профессионалов» осознало, что вопрос этот необходимо решить. Вернуть статус таможенных перевозчиков железным дорогам Николай Азаров поручил еще в декабре прошлого года, к середине апреля Кабмин выдал еще три поручения, которые до сих пор не выполнены. Против этого выступили Гостаможслужба и Минфин, которые, только в июне высказали свою консолидированную позицию по этому вопросу. Ее суть заключается в том, что предоставление УЗ статуса таможенного перевозчика возможно путем принятии нового Таможенного кодекса. Этот законопроект был принят за основу в мае, но маловероятно, что окончательно будет принят в обозримом будущем.
А вот времени у перевозчиков как раз нет. В октябре 2010 г. ВР приняла закон, в котором сократила перечень лицензируемых видов деятельности. В том числе были отменены и лицензии таможенных перевозчиков. Но в действующем Таможенном кодексе такие перевозчики предусмотрены, и ГТСУ даже ведет их реестр, который, кстати, ни на сайте таможенного ведомства, ни в поисковых системах обнаружить не удалось. В итоге ситуация доведена до абсурда: срок действия ранее выданных лицензий таможенных перевозчиков (в основном автотранспортным компаниям) заканчивается, новые не могут оформляться. А процедура внесения перевозчиков в реестр не прописана. С другой стороны, пока таможенные перевозчики будут выбывать из реестра, доходы финансовых посредников будут только возрастать.
Ситуация усугубляется еще тем, что с 1 октября 2011 г. отменяется НДС на перевозки в рамках Таможенного союза. То есть, при осуществлении международных перевозок грузов по железным дорогам Беларуси, РФ и Казахстана, будет применяться нулевая ставка НДС вместо действующей на сегодня ставки в 18%. И грузы происхождением из РФ и Казахстана, скорее всего, будут перенаправляться в Беларусь, чтобы затем экспортироваться в страны ЕС. Даже по очень осторожным прогнозам опрошенных нами специалистов потери железных дорог Украины из-за переориентации части казахского и российского грузопотока на Беларусь и сокращения транзита могут составить в 2012 г. около $120-150 млн.
В транспортном ведомстве конечно заверяют, что украинские железные дороги уже в ближайшем будущем получат статус таможенного перевозчика. Как отмечал Борис Колесников в начале месяца, «процесс завершается, и я думаю, в сентябре мы получим этот статус. Это серьезно улучшит транзитные возможности железных дорог и их конкурентные преимущества по сравнению с другими странами». Но пока что можно констатировать только тот факт, что, несмотря на поддержку в этом вопросе ведомства Андрея Клюева и четыре поручения Кабмина, особых подвижек в этом вопросе пока не наблюдается. Сентябрь уже заканчивается и все замерло на этапе согласования с ГТСУ. |