Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости

03.07.2020 :: 13:54

ХКБМ передало Минобороны очередную партию бронетранспортеров БТР-4Е ©
29.06.2020 :: 13:39

Airbus планирует резко сократить производство и рабочие места
29.06.2020 :: 09:59

Boeing с 29 июня может начать тестовые полеты самолетов 737 MAX
25.06.2020 :: 14:37

Николаевский бронетанковый завод передал ВСУ очередную партию техники ©
23.06.2020 :: 12:44

Китай создал собственную систему спутниковой навигации BeiDou
20.06.2020 :: 14:46

На Одесщине завершились испытания ракетного комплекса «Нептун»



законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Машиностроение
07.10.2008 :: 08:23
Киеву готовят очередной «кольчужный скандал»
Наталья Печорина

Захват пиратами судна «Фаина», перевозившего украинские танки Т-72 и боеприпасы по заказу Минобороны Кении, может стать прологом к очередному «кольчужному скандалу».

Официальный Киев в который раз поддался на информационные провокации и даже стал подыгрывать источникам, распространяющим сенсационную, но абсурдную по смыслу информацию о грузе на захваченном судне и его возможных получателях.

Так, народный депутат Валерий Коновалюк «выявил» (наверное, не выходя из собственного кабинета), что на судне перевозилась техника, предназначенная для
Южного Судана. Премьер-министр пошла дальше, косвенно дав понять, что «Укрспецэкспорт» под прикрытием Секретариата Президента нарушает международные ограничения на поставку вооружений и военной техники (ВВТ).

Сомалийский пролог

Захват судна с украинским военным грузом у берегов Сомали 25 сентября 2008 г. и последовавшие за этим заявления украинских политиков вызывают определенную тревогу. Оказалось, что в исполнительной власти не осталось лиц, понимающих всю силу официально высказанных тезисов. Кроме того, украинское руководство просто не знакомо с механизмами реализации принципов военно-технического сотрудничества и системой экспортного контроля, которая регулирует поставки техники военного и двойного назначения.

Более того, в случае с догадками (не подтвержденными никакими фактами) о возможном наличии контрабанды на «Фаине», украинские политики воспользовались методом «переключения внимания на негодный объект», который, как ни странно, пошел от США. Именно от них впервые прозвучали опасения о возможном получателе груза. По версии представителя командования 5-го флота США, базирующегося в Бахрейне, Натана Кристенсена, танки на борту захваченного пиратами украинского судна следовали в Судан по заказу «неизвестного клиента», а не в Кению.

Даже после официального заявления военного ведомства Кении, что именно оно является получателем груза, ситуация не изменилась. Понятно желание США отвлечь от инцидента внимание все той же мировой общественности: супердержава борется с террористами всех мастей, а те имеют наглость захватывать военные грузы. Отсюда - подозрения в некой «контрабанде» и нарушении международных эмбарго, якобы присущих Украине.

Непонятно только рьяное участие в этом представителей украинского депутатского корпуса. Понятно, что под соусом «незаконных поставок» ВВТ присутствует желание хоть чем-то досадить Президенту. Но объект выбран неверно. Им является не «нарушитель», госпосредник, а все государство Украина. И благодаря заявлениям представителей ВР на державу может быть в очередной раз наклеен ярлык «международного контрабандиста». И это при том, что поставка была легальной и законной.

А вот трактовки украинских политиков далеки не только от реальности, но (иногда) и от здравого смысла. Так, председатель следственной комиссии ВР по поставкам оружия в Грузию Валерий Коновалюк очень оперативно подключился к процессу идентификации «настоящего получателя» украинских танков, захваченных сомалийскими пиратами. Хотя этот вопрос никоим образом не касается ни цели, с которой создавалась комиссия, ни сферы ответственности конкретного народного депутата В.Коновалюка.

Без каких-либо подтверждающих документов он заявил, что у комиссии есть данные, что «контрабанда отправлялась не только в Грузию - она находится также на судне «Фаина», захваченном пиратами у берегов Сомали». Как это удалось В.Коновалюку - первый и главный вопрос: неужели с ним советуются американские военные или в его распоряжении данные спутниковой съемки, подтверждающие эти громкие заявления? Таковых не было. Но это не помешало народному избраннику заявить, что «на «Фаине» кроме 33 танков находятся также 6 РСЗО БМ-21 «Град», противотанковые гранатометы и другое оружие».

По его словам, на судне есть еще один груз, «которым очень заинтересовались американские корабли», впрочем, парламентарий отказался назвать этот вид груза, ссылаясь на следственную тайну. К сожалению, парламентская комиссия не наделена правом ведения оперативно-розыскных и прочих действий, а уголовного дела по факту незаконных поставок ВВТ как в Грузию, так и в другие страны, тоже пока нет. Как проверить такую информацию - вопрос достаточно интересный.

Депутат ссылается на «заявления американцев, что оружие шло вовсе не в Кению. Под подозрением возможные поставки в Южный Судан». Если внимательно посмотреть географическую карту, то без труда можно выяснить, что Южный Судан не имеет морских границ. Единственный возможный порт выгрузки - порт Судан, в который можно было зайти сразу после прохождения Суэцкого канала, не заходя в потенциально опасный район возле Сомали.

Кроме того, как оказалось, среди номенклатуры судна не было указанных народным депутатом установок БМ-21. А вся техника, включая танки Т-72, выпущена в 70-80 гг. прошлого века. Кстати, танки невозможно разгрузить без портового оборудования и подготовленных специалистов. Всю номенклатуру перевозимой техники глава следственной комиссии ВР мог бы получить в ГТСУ, либо в компании «Укринмаш», заключившей соответствующий контракт, либо в Госслужбе экспортного контроля Украины, которая подчинена первому вице-премьеру. Но тогда, наверное, не было бы таких громких заявлений. Стоит отметить, что если бы народный избранник ранее сталкивался с вопросами оружейного бизнеса, он бы помнил, что ни одно обвинение в незаконных поставках Украиной ВВТ так и не получило подтверждения.

К сожалению, не отставала от законодательной власти и исполнительная. Юлия Тимошенко заявила украинским и иностранным СМИ, что торговля оружием находится под контролем Президента и СНБО, а правительство отстранено от этого процесса. «Это не компетенция правительства, но все данные, которые мы имеем, мы передаем в специальную следственную комиссию, которая создана в Верховной Раде... относительно расследования незаконной торговли оружием, которая сегодня, к сожалению, имеет место в Украине», - заявила премьер-министр. И в этом она противоречит сама себе, поскольку является членом СНБО.

Кроме того, Ю.Тимошенко также пообещала, что Кабмин даст поручение Контрольно-ревизионному управлению изучить ситуацию относительно торговли оружием. Однако она не исключила, что Президент может не допустить КРУ к этому процессу и отметила необходимость переподчинить торговлю оружием правительству - «только тогда мы сможем навести порядок». Премьер, наверное, еще не знала, что в состав Межведомственной комиссии по вопросам ВТС и экспортного контроля, которая действует при Президенте, входят представители исполнительной власти.

Информационное самоуничтожение

Сегодня официальные представители украинских властей являются, как ни странно, наиболее активными субъектами информационной операции по уничтожению имиджа Украины как надежного и легального поставщика на международном рынке вооружений. Такие неутешительные выводы можно сделать из уже озвученных заявлений.

Но самое невероятное если бы на «информационные грабли» наступали в первый раз… Когда-то экс-президент Украины Леонид Кучма «подарил» всем СМИ (и не только) повод обвинять свою страну в незаконном отборе российского газа. Он тогда высказался в духе того, что пару тысяч кубов газа, отбираемых Украиной «никто не заметит». И на долгие годы, если не навсегда, Украина была «заклеймена» обвинениями в «воровстве газа».

Точно так же на основании заявления Юлии Тимошенко о неких «фактах» незаконных поставок ВВТ, любой эксперт может усомниться в том, что «Укрспецэкспорт» поставляет оружие исключительно на законных основаниях. А если слова премьера будет недостаточно, в распоряжении «экспертов» и, например, представителей США или РФ будет заявление народного депутата В.Коновалюка о выявленных фактах «контрабанды». Парадоксально, но украинский МИД не сказал ни слова в защиту государства, не одернул разыгравшихся политиков (хотя в СМИ уже фигурируют снаряды «с урановыми сердечниками»), не напомнил о необходимости освободить заложников - украинских моряков, а потом уже разбираться «а был ли мальчик?».

Вместо необходимой и уместной паузы украинские политики способствуют раздуванию мифических «нарушений». Так же было и пять лет назад, когда США настойчиво обвиняли Украину в поставках «Кольчуг» в Ирак, а украинские политики всеми силами способствовали этому, забыв об имидже государства. И украинский МИД также занимал выжидательную позицию, хотя должен был фактам и документами подтвердить, что все заявления о поставке «Кольчуг» Саддаму Хуссейну - откровенная ложь.

В пылу обвинений не было сказано и слова о том, что система экспортного контроля в Украине является одной из самых надежных и даже жестких в мире, что не раз признавалось даже соавторами ее создания из США. Дабы получить разрешение на поставку не только военной техники, но и даже товаров двойного применения спецэкспортеру (неважно - «Укрспецэкспорту», его дочерней компании или предприятию) необходимо предоставить десятки подтверждающих документов, пройти через Межведомственную комиссию по ВТС и экспортному контролю, в состав которой входят, кстати, многие члены правительства. Кстати, после «кольчужного скандала» законное противодействие чиновников любым поставкам (из страха «как бы чего не вышло») стало нормой. Даже удивительно, как госпосредники из года в год демонстрируют рост поставок.

И напротив, государство не научилось защищать свои законные интересы, частью которых является экспорт вооружения. При любом намеке или громком, хоть и далеком от действительности по смыслу, заявлении все контролирующие органы замирают в параличе и ждут пока «рассосется». Судя по ходу нынешнего, «кенийско-суданского» скандала, украинские политики начали даже активно подыгрывать обвинителям и забыли, что кроме сиюминутной политики существуют еще и долгосрочные национальные интересы, и имидж государства в конце концов.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2020

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

службы мониторинга серверов