08.11.2010 :: 14:53
Киев начал нефтяную войну ради «газовой» победы
Сергей Петров
В начале ноября профильные министерства Украины и Беларуси заключили договор о сотрудничестве в области транспортировки нефти трубопроводным транспортом на 2010-2013 гг. Соглашение предусматривает поставку в Беларусь нефти по маршруту порт «Южный» - Броды, и далее по одной из ниток трубопровода «Дружба» на Мозырский НПЗ.
Согласно договору, объем поставки в ноябре 2010 г. составит 80 тыс. т, в последующий период по 8 млн. т в год. Результатом выполнения договора может стать сокращение экспорта российской нефти в Беларусь, Венгрию, Словакию и Чехию.
До настоящего времени, поставки венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ, в объеме до 1 млн. т в год, осуществлялись железнодорожным транспортом Украины. Трубопроводная прокачка на Беларусь была невозможна по двум причинам. Первая - это, до недавнего времени, взаимные обязательства Украины и РФ по загрузке двухниточного нефтепровода «Дружба», который поставляет нефть из РФ в Венгрию Словакию и Чехию. Вторая - взаимные обязательства компаний «Укртранснафта», ТНК ВР и «Лукойл Одесский НПЗ» по прокачке нефти в порт «Южный» в реверсном режиме по трубопроводу Броды - Одесса.
Накануне подписания нефтетранзитного соглашения с Беларусью, все эти взаимные обязательства Украины и РФ по наполнению трубопровода «Дружба» были нивелированы. Гарантии предоставления Украине конкретных объемов транзита были размыты в ходе подписания 27 октября в Киеве украино-российского договора о сотрудничестве в области поставок нефти на 2010-2015 гг. Этот рамочный договор установил, что Украина, при общей мощности транзита нефти из РФ в объеме 60 млн. т в год, получила перспективу прокачивать на Одессу и в ЕС только 5 млн. т в год. С учетом того, что по итогам семи месяцев 2010 г. транспортировка российской нефти через территорию Украины сократилась на 23,9%, до 17,2 млн. т, это означает катастрофическую перспективу для украинской трубопроводной монополии «Укртранснафта».
О том, что эта украинская госкомпания оказалась в сложной ситуации, засвидетельствовал довольно резкий комментарий министра энергетики РФ Сергея Шматко относительно происходящего: «У нас действительно нет гарантированных объемов, и нужно понимать, что транспортная компания «Транснефть» не может дать гарантий. Поэтому мы договорились, чтобы было подписано соглашение, которое регулирует наши отношения в области нефти, и порядок взаимодействия», - заявил он.
На практике, это самое «взаимодействие» в 2009-2010 гг. свелось к трем фактам, самой что ни на есть, реальной нефтетранзитной войны. Первый из этих - это перевод Украиной в 2009 г. расчетной валюты, при начислении трубопроводных транзитных тарифов с доллара на евро, что привело к удорожанию украинского транзита на 30%. Рост цены привел к тому, что Казахстан в 2010 г. отозвал свой контракт на транзит в ЕС через Украину 6 млн. т нефти в год, решив поставлять этот объем через Беларусь. Второй - подача весной 2010 г. судебного иска в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, по которому, оператор украинской нефтетранспортной системы, компания «Укртранснафта», затребовала у российской компании «Транснефть» возмещения $7 млн. за занижение договоров о гарантированных объемах транзита. И третий факт такого вот парадоксального украино-российского «взаимодействия» произошел 22 сентября, когда Казахстан и Украина договорились о восстановлении транзита в 2011 г. Российская компания «Транснефть» тут же заявила, что не успела оформить транзитную квоту для Казахстана.
Чем может закончиться это противостояние? Большинство киевских экспертов, при оценке нынешнего украино-российского нефтетранзитного кризиса, апеллируют к ее бюрократической составляющей, а также, к истории. Большинство нынешних украинских нефтяных чиновников - а это глава Минтопэнерго Юрий Бойко и профильный замминистра Игорь Кирюшин - получили свою первую административную практику в 2002-2004 гг. Это время изобиловало украино-российскими нефтетранзитными спорами, которые порой доходили даже до блокады поставок. Однако, все недоразумения в этой сфере Москве и Киеву удавалось урегулировать, достигая соглашений в сфере, не связанной с поставками нефти, в частности сфере поставок природного газа.
Нынешняя ситуация, судя по всему, также будет развиваться по подобному сценарию. Согласно которому, если Киеву в 2011 г. удастся добиться от РФ очередных скидок на цену природного газа, поставки нефти из Венесуэлы в Беларусь через Украину могут быть свернуты. Например, по причине «низкой» рентабельности прокачки, или же из соображений защиты российских инвестиций в Украине - ведь венесуэльская нефть, переработанная в Беларуси, будет давить на внутренний украинский рынок нефтепродуктов, который на сегодня на 60-65% контролируется нефтекомпаниями РФ.
Словом, если исходить из исторических аналогий, Минск вполне может стать жертвой газовых аппетитов Киева, политикам которого критически необходимы победы на газовом, а не на нефтяном фронте. В противном случае, если Украине не удастся добиться газовых преференций от РФ, украино-российский нефтяной транзит будет и далее погружаться в пучину ярко выраженной конфронтации. |