Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Грузопотоки
11.06.2010 :: 14:06
Как Украина потеряла транзит руды
Анна Середенко

Из-за искусственно созданных благоприятных условий для одного экспедитора, российские экспортеры руды предпочли другие варианты транспортировки своей продукции в обход Украины.

В 2009 г. объемы железнодорожных перевозок и перевалки грузов в портах сократились практически по всем номенклатурным позициям. В этом нет ничего удивительного, учитывая кризисную ситуацию. Но в массовых грузах слишком уж выделяется одна позиция - транзитные железнодорожные перевозки руды сократились на 43%. В этом году ситуация значительно улучшилась, наблюдается значительный рост транзита практически по всем позициям, но по руде продолжается спад на уровне 30%.

Транзитные перевозки грузов железными дорогами Украины за январь-декабрь 2009 г.

Наименование груза

2009 г

2008 г.

Объемы перевозок

Всего

т

Всего

т

% к 2008 г.

"+»,»-»

к 2008 г., т

По видам грузов

45450626

69788756

65,1

-24338130

Каменный уголь

10844208

16321604

66,4

-5477396

Нефть и нефтепродукты

11846616

11655366

101,6

191250

Руда железная и марганцевая

7637686

13451283

56,8

-5813597

Цветные металлы и сера

157967

359117

44,0

-201150

Черные металлы

4212217

7013983

60,1

-2801766

Цветные металлы и изделия из них

21238

94825

22,4

-73587

Лес

108887

297681

36,6

-188794

Химические и минеральные удобрения

5044866

6829835

73,9

-1784969

Химикаты

2058027

3891668

52,9

-1833641

Автомобили

27330

103696

26,4

-76366

Машины и оборудование

61511

147627

41,7

-86116

Зерно и продукты помола

772086

2760592

28,0

-1988506

Кокс

14439

695145

2,1

-680706

Лом черных металлов

91384

730842

12,5

-639458

Минстройматериалы

446696

1223840

36,5

-777144

Цемент

7364

878315

0,8

-870951

Cоль

195814

142547

137,4

53267

Другие грузы

1902290

3190790

59,6

-1288500

Причем для таких потерь, даже в прошлом кризисном году, объективных причин не было. Это наглядно показывает ситуация в Новороссийском МТП. В 2009 г. НМТП, увеличил объемы перевалки руды в 13,5 раз с 197,8 тыс. т до 2662,6 тыс. т. Здесь стоит отметить, что в последние годы Новороссийский порт работает на пределе своих мощностей. Руда никогда не была серьезной составляющей в его грузопереработке (менее 1%). К тому же, это груз «некомфортный» с точки зрения экологии, особенно в летние месяцы в условиях курортного Краснодарского края. Тем не менее, российские экспортеры предпочли Новороссийск традиционным маршрутам транзита этого сырья через украинские порты.

Конечно, можно сослаться на то, что в 2009 г. «Укразлизныця» повысила тарифы на транзит на 55% в долларах США и в два раза в гривневом эквиваленте. Но главной причиной, опрошенные нами представители ряда транспортно-экспедиторских компаний, называют монопольное положение ЗАО «Интертранс». Причем с начала 2009 г. «Укрзализныця» установила спецусловия для транзита руды, которые якобы должны были привлечь этот грузопоток.

Эти условия предусматривают, что если один экспедитор обеспечивает месячный объем перевозок не менее 400 тыс. т, то получает скидку к тарифу в среднем на уровне около 50%. Так, например, обычный тариф за перевозку со станции Тополи (Харьковская обл.) в порт «Южный» составляет $25 за 1 т, то специальная ставка составляет $13 за 1 т, Тополи - Ужгород $31 за 1 т и $18,9 за 1 т, Казачья Лопань - Керчь $23,2 за 1 т и $11,5 за 1 т и т.д.

Но обеспечить такой месячный объем транзита и получить скидку, в условиях 2009 г, в силу ряда причин, имел возможность только один крупнейший украинский экспедитор - ЗАО «Интертранс» (это предприятие связывают с нардепоп от БЮТ Николаем Ковзелем, курировавшему «Укрзализныцю» в 2008-09 гг. – tbu.com.ua). Несмотря на желание российских экспортеров минимизировать риски и работать с несколькими экспедиторами, в отношении потенциальных конкурентов «Интертранса» монополия применяла админресурс, вплоть до лишения кода. Понятно, что в таких условиях работать с этим грузом было рискованно и бессмысленно. Причем, по информации опрошенных участников рынка, «Интертранс» не всегда обеспечивал 400 тыс. т в месяц, но со ссылкой «на кризис» имел преференции и при меньших объемах.

В Украине уже новое правительство, новый министр транспорта звявляет о необходимости создания для транзита комфортных условий, но «Укрзализныця» продлила действие этих спецусловий до 31 декабря 2010 г. Это еще можно было бы объяснить, если бы Н.Ковзель вошел в парламентскую коалицию. Но шансы в нее войти для него можно рассматривать лишь как теоретические. Тем не менее, его ЗАО «Интертранс» продолжает иметь режим благоприятствования от «Укрзализныци» в ущерб другим участникам рынка и экономики Украины в целом.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}