Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
26.08.2008 :: 13:24
Кабмин убивает НПЗ?
Наталия Журбенко

Первый вице-премьер Александр Турчинов выполнил свое обещание, данное нефтетрейдерам две недели тому - применил админресурс. На минувшей неделе Антимонопольный комитет инициировал расследование в отношении 8 крупнейших нефтетрейдеров страны, обвинив их в монопольном сговоре.

На расширенном заседании экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго две недели назад первый вице-премьер Александр Турчинов потребовал от нефтетрейдеров снизить цены на топливо на 12-15%. По мнению чиновника, поскольку в последнее время мировые цены снизились на 20%, а в Украине
импорт составляет более 60% от общего объема рынка нефтепродуктов, цены должны упасть. Правительство обещало не применять админресурс, если компании, в добровольном порядке, уменьшат цены в рознице.

«Мы не хотим применять админресурс», - заявил А.Турчинов и прозрачно намекнул, что нефтетрейдеры должны работать «не только в направлении прибыли корпорации, но и в направлении уменьшения цены». Для этих изменений первый вице-премьер дал сроку две недели. По его подсчетам себестоимость бензина А-95 при уплате всех налогов и сборов, составляет на сегодня 4,8 грн., дизтоплива 5,3 грн. «Добавьте 15% рентабельности, и это цена, которая должна быть на АЗС», - указал операторам рынка вице-премьер.

Министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан был более снисходителен: он порекомендовал снизить цены приблизительно на 20 коп. (Напомним, дизтопливо в эти дни стоило в среднем 7,10 грн. за литр - tbu.com.ua). Министр также отметил, что цены на нефтепродукты в Украине должны были начать снижаться 1 августа, но фактически их снижение началось лишь 12 августа. «С учетом качества, я думаю, украинская цена на нефтепродукты должна быть ниже мировой на 8-9%», - подчеркнул Ю.Продан, анализируя данные прошлого года.

Как оказалось впоследствии, декларации представителей Кабмина о «рыночных методах» работы в отношении нефтетрейдеров одновременно сопровождались поручением Антимонопольному комитету Украины провести проверку обоснованности нынешних цен на бензин и ДТ.

Проверка на предмет монопольного сговора завершилась поимкой виновных: АМКУ заявила, что «возбуждено дело по признакам антиконкурентных согласованных действий на рынке дизтоплива в отношении ЗАО «Укртатнафта», ЗАО ЛИНИК, ООО «ТНК-ВР Коммерс», ОАО «Нефтехимик Прикарпатья», ОАО «Нефтеперерабатывающий комплекс Галичина», ООО «Оптима-Трейд», ОАО «Концерн Галнафтогаз» и ОАО «ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ».

В ведомстве посчитали, что компании намеренно повышали стоимость ДТ, в результате чего его цена на 5% превысила цену на высокооктановые бензины, заявил первый замглавы комитета Юрий Кравченко. По его словам, формирование цен на дизтопливо происходило в условиях резкого сокращения его импорта и производства с одновременным ростом экспорта. Для объективности расследования в АМКУ пообещали привлечь ведущих экспертов рынка.

«Началу этого расследования предшествовала системная работа органов Антимонопольного комитета по мониторингу цен на таком социально важном рынке как рынок нефтепродуктов. Результаты предварительного экономического анализа свидетельствуют о наличии признаков сговора основных игроков рынка. Впрочем, чтобы решение Комитета было непредвзятым, мы планируем привлечь к этому расследованию ведущих экспертов рынка», - отметил первый заместитель председателя АМКУ Юрий Кравченко.

Это не первое «воздействие» Кабмина на рынок нефтепродуктов при помощи АМКУ. К примеру, весной этого года премьер-министр объявил о необходимости проведения антимонопольного расследования причин повышения цен на топливо. В результате, по информации Минтопэнерго, в течение 4 месяцев оштрафовали 11 операторов рынка на общую сумму более $5 млн. По данным АМКУ, в связи с обвинениями в нарушении конкурентного законодательства весной 2008 г. были оштрафованы: ЗАО «Торговый дом Укртатнафта», ООО «МИС», ОАО «Кременчугнафтопродуктсервис», ЧП «Элита-Трейд». Кроме того, АМКУ обвинил в сговоре компании «Укрнафта», «Оптима Трейд» и «Аспект».

Методы работы органов АМКУ, по их же заявлениям, дают позитивные результаты. В частности, на 10-15 коп. снизились розничные цены на нефтепродукты в Киеве и Севастополе, а также в Волынской области, на 10 коп - в Полтавской и Тернопольской областях, на 3-5% подешевели бензин и ДТ в Донецкой, Кировоградской, Луганской и Одесской областях.

По мнению нефтетрейдеров, претензии АМКУ необоснованны, так как стоимость дизтоплива выросла не только в Украине. Так например, в странах ЕС оно на 15-20% дороже бензина.

Эксперты рынка основной причиной роста цены на дизтопливо в этом году называют резкое увеличение спроса на него во всем мире. В 2008 г. она превышает цену на бензин на мировых рынках на $70 за тонну. Для сравнения, в 2007 г. цена бензина была выше стоимости дизтоплива на $45 за тонну. «И это объективная тенденция, с которой следует смириться», - убеждает исполнительный директор UPECO Сергей Куюн.

Президент ООО «ТНК-ВР Коммерс» Сергей Лизунов напомнил, что Украина зависит от котировок горючего на мировых торговых площадках и повторяет их тенденции, но с некоторым временным интервалом. «Нефтетрейдерам нужно время, чтобы законтрактовать товар у зарубежных партнеров, транспортировать его до границы, растаможить, поставить на нефтебазы и в розницу, параллельно продавая остатки предыдущих периодов. Оборот нефтепродуктов в сетях операторов в среднем составляет 30-45 дней», - уточнил он.

По его подсчетам, тенденция снижения цен на сырье и нефтепродукты на мировом рынке проявилась в третьей декаде июля, а активное падение началось в августе (суммарное снижение стоимости бензина и ДТ за этот период составило 10-15%). Однако, украинские НПЗ в августе реализовывали нефтепродукты, произведенные из дорогого июльского сырья (цена нефти в июле составляла $920-930 за тонну против ожидаемых в августе $850). «Это еще раз подтверждает тот факт, что ценовым маркером для украинского топливного рынка является стоимость импортируемых в страну нефтепродуктов, а не стоимость перерабатываемой заводами нефти. И отечественные НПЗ не могут искусственно понижать или повышать цены», - убеждает С. Лизунов.

В ответ на штрафы АМКУ компания «ТНК-ВР Коммерс» (Лисичанский НПЗ, Луганская область) заявила об угрозе остановки нефтеперерабатывающих заводов в Украине. Вице-президент компании Феликс Лунев, ссылаясь на статистику, заявил, что в этом году компания больше заработала на импорте или перекупке нефтепродуктов, чем на продукции собственного выпуска. Такая тенденция, похоже складывается, на всех НПЗ.

По данным Минтопэнерго, объемы переработки нефти и газового конденсата в январе-июле 2008 г. по сравнению с прошлогодними показателями уменьшились на 29,0% (на 2476,9 тыс. т) и составили 6060,1 тыс. т. Угрожающие для отрасли тенденции и в производстве бензинов. По сравнению с соответствующим периодом 2007 г. бензина произведено на 598,5 тыс. т (или на 23,1%) меньше; дизельного топлива - на 732,3 тыс. т (или на 28,2%) меньше, мазута - на 822,3 тыс. т (или на 37,7%) меньше. Общие мощности переработки нефти за 7 месяцев текущего года загружены в среднем на 22,2% (в 2007 г. - 27,3%).

Сухие цифры отображают угрожающую тенденцию - шесть украинских НПЗ загружены лишь на треть своей мощности. И снижение стоимости нефтепродуктов на 10% с помощью АМКУ, по словам первого заместителя Секретаря СНБО Степана Гавриша, «не решает ни одного вопроса», поскольку следует создавать стабилизационный фонд нефтепродуктов, о котором напоминают Кабмину уже в который раз. Более того, от государства требуется принятие комплексных мер для оздоровления этой отрасли. Иначе вскоре Минтопэнерго останется лишь констатировать, что нефтепереработка медленно, но «уверенно» умирает.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}