21.10.2009 :: 13:11
Ильичевский порт стал зоной российско-британских интересов
Василий Бондарь
Президент РФ Дмитрий Медведев сделал еще один шаг к нормализации отношений с Великобританией, встав на защиту интересов британского инвестора в Украине.
В августе 2009 г., в своем открытом послании Президенту Украины Виктору Ющенко, Президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Несмотря на наши многочисленные обращения на различных уровнях, практически ничего не сделано для того, чтобы прекратить нарушение имущественных прав российских инвесторов на Украине».
На последовавший затем официальный запрос министра экономики Богдана Данилишина, о каких конкретно российских инвесторах идет речь, был получен ответ из Торгпредства РФ в Киеве. Одной из таких пострадавших компаний российская сторона называет, ЧП «Укртрансконтейнер» (УТК), работавший с 2005 г., в рамках договора совместной деятельности с Ильичевским МТП.
Недавно на ситуацию отреагировал и министр транспорта РФ Игорь Левитин. В его обращении, адресованном Минтранссвязи Украины, отмечено: «В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 26 мая 1993 г. и Концепцией интеграции транспортных систем РФ и Украины от 3 сентября 2004 г., вынужден обратиться к Вам по разрешению конфликтной ситуации в порту Ильичевск».
Далее отмечается: «В 2005 г. дочернее предприятие ОАО «Национальная контейнерная компания» - ЧП «Укртрансконтейнер» выступило инвестором в рамках договора совместной деятельности, заключенным с Ильичевским морским торговым портом (ИМТП) сроком до 2035 г.». Но, «руководство ИМТП активно дискредитировало договор под предлогами о его неэффективности и невыгодности для Украины. В результате взаимоотношения хозяйствующих субъектов перешли в плоскость судебных разбирательств».
Действительно, в начале года прокуратура Одесской области подала иск в интересах государства в областной хозсуд о расторжении этого договора. 12 мая 2009 г. Хозсуд области удовлетворил иск прокуратуры, установив ряд существенных нарушений со стороны УТК, а 26 июня 2009 г. областной апелляционный суд оставил это решение в силе. 1 июля «Укртрансконтейнер» подал кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд Украины об отмене этих решений и признании договора действующим.
И вот тут начинается самое интересное в сфере «защиты российских инвесторов».
В кассационной жалобе УТК в ВХСУ отмечается: [начало цитаты] «В соответствии с ч.2 ст.63 Хозяйственного кодекса Украины ЧП «Укртрансконтейнер» - является иностранным предприятием. Так, на сегодняшний день, учредителем ЧП «Укртрансконтейнер» является Transportation investment limited (регистрационный номер 05678183, чей офис находится по адресу: 393 Лордшип Лейн, Лондон, N17, GAE, Великобритания), внесено в уставной фонд более 180 млн. грн, что на момент его формирования составляло около $36 млн.
В условиях мирового кризиса, Украина находится на грани дефолта. Поэтому, действующая власть должна приложить все усилия для привлечения наибольшего объема инвестиций, в разные отрасли народного хозяйства, для формирования позитивного платежного баланса.
Итак, после расторжения договора о совместной деятельности именно государство, будет нести обязательство возвратить средства за счет госбюджета Украины, который и так имеет огромную дыру. Игнорируя правовые нормы, регулирующие защиту иностранных инвестиций, Украина нарывается на возможный международный скандал. Поскольку средства инвестированы из Великобритании.
Специальным правовым актом, регулирующим отношения между Украиной и Великобританией, является Договор о принципах отношений и сотрудничество между Украиной и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (ратифицирован Законом Украины от 15 июля 1994 года №112/94-ВР). Так, в соответствии с частью 3 статьи 11 этого Договора, Стороны обеспечивают эффективную правовую основу для частного инвестирования. Каждая из сторон обеспечивает правовую защиту инвестиций физических и юридических лиц другой Стороны» [конец цитаты].
Оставим без комментариев стиль московских юристов. Но признание УТК в своем «британском подданстве» ставит в ложное положение и Президента и министра транспорта РФ. Возможно, в Москве многим хочется, чтобы такая известная компания как «Укртрансконтейнер» была российской. Но в отличие от заявлений столь высокопоставленных государственных деятелей, все-таки «лондонская прописка» дает больше юридических оснований считать инвесторов УТК подданными Ее Величества. С другой стороны, возможно РФ не предъявляет свои права на самое известное частное предприятие Украины последних лет, а предпринимает шаг навстречу Великобритании, защищая УТК от произвола начальника Ильичевского МТП. С учетом сложных отношений между РФ и Великобританией в последние годы, это может действительно стать одним из шагов по нормализации отношений.
Впрочем, активность двух мировых держав вокруг судьбы УТК, может внести нездоровый ажиотаж вокруг заседания Верховного суда Украины. Напомним, что 26 августа 2009 г. Высший хозсуд удовлетворил кассацию УТК и отменил решения о расторжении договора. В ближайшее время уже Верховный суд рассмотрит кассации Генпрокуратуры, Минтранссвязи и Ильичевского МТП об отмене решения ВХСУ и расторжении этого договора.
Впрочем, если официальный Киев не пожелает ссориться с Москвой и Лондоном, то планам по возвращению УТК в Ильичевск, на прежних условиях, может помешать коллектив ИМТП.
Договор составлен таким образом, что вклад порта в совместную деятельность (причалы, техника, складские площади, подготовленный персонал, клиентура, деловая репутация и связи) оценен всего в $17 млн., и порт не может внести никаких изменений в договор, его пересмотреть или проконтролировать ход выполнения.
С первых дней заключения договора трудовой коллектив порта вел борьбу за изменение его условий. Еще 5 августа 2005 г., на конференции трудового коллектива, 371 делегат проголосовал за изменение условий договора, приостановку его выполнения, и выразил недоверие тогдашнему начальнику порта В.Быкову.
21 августа 2005 г. была подана жалоба трудового коллектива в ГлавКРУ, которое после проверки признало договор противоречащим интересам госпредприятия и потребовало его расторжения. К такому же решению, после проверки в сентябре 2005 г., пришла СБУ. В октябре того же года, комитет по строительству, транспорту и связи ВР Украины провел расследование по данному вопросу и также признал договор противоречащим интересам государства.
В декабре 2005 г., специальная следственная комиссия ВР рассмотрела условия договора и потребовала его расторжения. 13 декабря Президент, на совещании в Одессе с руководителями Морехозяйственного комплекса Украины, поручил тогдашнему министру транспорта и связи Виктору Бондарю пересмотреть договор и объявить повторный конкурс на оперирование контейнерным терминалом ИМТП. Уже после возращения в порт осенью 2006 г. Геннадия Скворцова, неоднократно предпринимались попытки договориться с руководством УТК об изменении условий договора, но, увы, безрезультатно.
При этом, администрация УТК регулярно нарушала права трудового коллектива. 26 мая 2009 г. руководство ИМТП получило обращение трудового коллектива УТК (более 700 подписей), в котором идет речь об ухудшении условий оплаты труда рабочих, постоянном нарушении администрацией ЧП трудового законодательства и несоблюдении социальных гарантий. В результате, эти работники контейнерного терминалы перешли на работу в ИМТП.
Окончательный вердикт в этом споре вскоре поставит Верховный суд Украины. Будем надеяться, что решение суда будет объективным, отвечающим государственным интересам, и не станет очередным поводом для обвинений Украины президентами и монархами других стран. |