28.03.2008 :: 15:28
Ядерный цикл по-украински
Максим Коротанов
Минтопэнерго передало на рассмотрение Кабмина свои предложения по созданию государственного концерна «Ядерное топливо Украины» (ЯТУ). Глава этого ведомства Юрий Продан заявил, что целью создания нового объединения является организация полного технологического цикла по производству ядерного топлива.
Первым звеном этого цикла является добыча руды урана, его двуокиси и уранилнитрата. Звено №2 цикла - Аффинажный завод, который производит либо порошок урана керамического сорта (для АЭС), либо восстанавливает металл урана в расплаве калия или магния (для военных реакторов). Параллельными этому звену являются борный, сернокислотный и фосфатный заводы.
Звеном №3 цикла являются Конверсионный и Радиохимический заводы, которые производят «топливные таблетки» - первый из них разгоняет порошок урана в центрифугах до уровня тетра- и гексафторидов, второй совмещает их с соединениями других редкоземельных «металлов-поглотителей», производных от иттрия (диспрозия и эрбия).
Центральное, четвертое звено цикла - это Завод Фабрикации, который производит топливно- выделяющие элементы (твэлы) и их корпуса, а затем монтирует их в сборки (ТВС). Это предприятие выпускает также оборудования контроля цепной реакции (элетромагнитные приводы ТВС и графитовые либо гафниевые «замедлители»). Смежными производствами Завода Фабрикации являются заводы по выпуску циркония, титана и спецсталей. Последним звеном №5 полного цикла являются заводы по производству транспортных контейнеров, а также хранилища выгоревшего ядерного топлива (СХОЯТ).
В 1997-2007 гг. Минтопэнерго предпринимало как минимум три попытки объединить воедино все государственные активы Украины, имеющие отношение к циклу. Первой попыткой был провальный проект создания украино-российского СП «ТВЭЛ-Энергия». Второй была долголетняя, (на протяжении 2003-2006 гг.) борьба различных политико-административных групп вокруг проекта создания концерна «Укратомэнергопром (УАЭП)». Борьба завершилась к 2006 г. созданием концерна «Укратомпром» (УАП), который через год был ликвидирован указом Виктора Ющенко.
Причиной ликвидации стало умышленное искажение целей создания объединения его бывшим директором и главой НАЭК «Энергоатом» Андреем Деркачем. С его легкой руки в составе государственного УАП появились частные предприятия и НИИ, которые не имели никакого отношения к ядерному топливу. Президент признал фиаско с УАП в феврале этого года во время специального заседания СНБО. В изданном по итогам указе он поручил СБУ и Генпрокуратуре разобраться с финансовыми операциями концерна и слегка «пожурил» А.Деркача: «отсутствие четких требований к руководителям оставляет высокую вероятность назначения на должности технически некомпетентных, политически заангажированных личностей».
Дабы не пополнить список подобных «личностей», Минтопэнерго через месяц предложило на основе расформированного широкопрофильного концерна УАП создать новый, сугубо узкоспециализированный концерн ЯТУ. При этом, ведомство явно перестаралось «ужимать» профиль предприятия, отвечающего за полный цикл.
В частности, в его состав ныне предложено включить только уранодобычу (ГП «Восточный ГОК»), производителей циркония и ионообменников (ГП «Цирконий», «Днепровский Завод прецизионных труб», «Смолы»), а также владельца технологий фабрикации топлива (межгосударственное украино-российско-казахстанское ЗАО СП «УКР ТВС», Киев).
Как следует из предложений Минтопэнерго, за рамками концерна, по всей видимости, останутся другие размещенные на территории Украины предприятия топливной цепочки, контроль над которыми государство либо утратило, либо не хочет их вернуть. Это прежде всего ГП «Вольногорский ГМК», который успешно добывает руду циркония, ЗАО «Днепровский завод минеральных удобрений», который может производить уранилнитрат и трибутилфосфат, а также ГП «Приднепровский Гидрометаллургический завод», который обладает экстракторами производства материалов-«замедлителей» из металлов цезий-иттриевой группы (ранее они ввозились в Украину из Казахстана).
Не войдут, судя по всему, в состав концерна ЯТУ днепродзержинское ГП «Полихим» - это прототип украинского Конверсионного завода, который ранее имел мощности по производству фторидов урана. Не фигурирует в списке концерна также и днепродзержинское ГП «ЭкоАнтилед», которое обладает мощностями по производству «тяжелой воды» - замедлителя для уран-дейтериевых реакторов, которые в Украине не эксплуатируются. Единственными в СНГ двумя уран-дейтериевыми реакторами на АЭС Актау владеет Казахстан, который законсервировал их по настоянию США.
Судя по тому, что в проекте создания концерна ЯТУ эти предприятия отсутствуют, Киеву придется располагать Аффинажный и Конверсионный заводы не в Днепродзержинске, а в Желтых Водах, на базе ГП «НИИ Промышленных технологий». Наиболее вероятной площадкой для Фабрикационного завода выглядит Энергодар, где расположен ремонтный завод Запорожской АЭС. Радиохимического завода в нынешней модели разворачивания цикла вообще нет - в списке учредителей концерна ЯТУ отсутствует единственное в Украине предприятие, специализирующееся на подобном производстве. Это ГП «ТВС» (подразделение НТЦ «Харьковский Физико-технологический институт»), которое принадлежит отделению Ядерной физики НАНУ. На его переподчинении новому концерну Минтопэнерго не настаивает.
Если Кабмин одобрит «урезанную» модель создания концерна, стоимость работ по созданию цикла вырастет «до небес» из-за необходимости привлечения сторонних поставщиков сырья и услуг. Кроме этого, вызывает настороженность то, что в составе концерна полностью отсутствует научно-конструкторское звено. Похоже, что Минтопэнерго явно опасается встретить сопротивление президента НАНУ Бориса Патона «промышленным» ядерным программам, боясь отобрать у академии весьма дорогостоящие опытно-экспериментальные производства ХФТИ, очень желанные для НАНУ.
В целом, пока трудно отделаться от впечатления, что презентованный правительству ведомственный проект создания ЯТУ является не рабочей моделью, а очередной «потемкинской деревней». Ежегодно «Энергоатом» тратит на закупку нового топлива у российской корпорации ТВЭЛ порядка $270 млн., обеспечивая более 60% всех ее общих валютных доходов. Если суммировать общую оплату Украиной импорта этой российской компании, получится сумма намного больше $3 млрд. На эти деньги Киев мог бы давно построить «с нуля» не один, а целых три разных промышленных комплекса с полным ядерно-топливным циклом (для урановых, уран-тритиевых и уран-дейтериевых реакторов).
Учитывая такие цифры, еще с середины 90-х гг. украинские власти «напринимали» кипу документов, призывающих к началу работ по циклу, но дальше показухи дело не шло. Голыми декларациями режим Кучмы годами уверял Запад, что Украина якобы недолго будет главным валютным донором оборонного ядерно-промышленного комплекса РФ.
На самом же деле все происходило наоборот. Никто собирать воедино производства цикла не планировал, а отрасль вместо консолидации либо разворовывалась, либо распродавались российским компаниям. Образцом размыва активов был гигантский «Приднепровский Химический завод (ПХЗ)», который разбили на 8 частей, из которых у государства осталось только три.
Еще одним примером «братской» распродажи, можно считать сумской завод «Селми», занимающий монопольное положение в бывшем СССР по производству сварочного и аппаратного оборудования АЭС - его приватизация в 2002 г. обошлась российской оборонной компании ОАО «Электрохимический завод» (г. Зеленогорск) в целых 4 млн. грн.
Сегодня интерес частного бизнеса к украинским атомным госактивам по-прежнему не утрачен. Мариупольский «Азовмаш» производит специальные ж/д контейнеры, а донецкое ОАО «НКМЗ» - контейнеры для хранения топлива. В орбите влияния компании Ferrexpo Константина Жеваго находится ООО «Схид-Руда» при «Восточном ГОКе», добывающее ванадий и скандий.
В свою очередь, ЗАО «Приднепровский гидрометаллургический завод» и «Аммофос», образованные на руинах ПХЗ, находятся в орбите российского химического магната Константина Федорычева, а государственный Вольногорский ГМК на много лет вперед арендован компаниями газового магната Дмитрия Фирташа. Таким образом, станет ли концерн ЯТУ рабочим проектом, или же он превратится в трамплин для этих инвесторов, покажет ближайшее время. |