Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
02.04.2009 :: 15:33
Григоришина не пускают к ядерному циклу
Иван Петров

Кабмин принял ряд решений, в которых рекомендуется исключить принадлежащее Константину Григоришину ОАО «Сумское НПО им. Фрунзе» из числа возможных подрядчиков госпрограммы создания ядерно-топливного цикла.

Рекомендация содержится в принятых в марте исполнительных документах к одобренной 25 февраля Государственной целевой программе «Ядерное топливо Украины». Принадлежащее российскому бизнесмену ОАО «Сумское НПО им. Фрунзе» (СМНПО) специализируется на выпуске компрессоров для нефте- и газопроводов, а также утяжеленных обсадных труб для нефтедобычи и производства артиллерийских вооружений.

В феврале СБУ заявило о включении К.Григоришина в список лиц, нежелательных для въезда на территорию Украины. Неофициальными мотивами этих санкций стали имущественный спор между ФГИ и бизнесменом вокруг контроля над харьковским ОАО «Турбоатом». Ранее планировавшееся включение принадлежащего ему СМНПО в государственную ядерно-топливную программу предполагало, что на этом заводе за счет целевых бюджетных ассигнований в 2009-2011 гг. будет создано ныне отсутствующее в Украине производство проката труб ядерно-чистого циркония, служащего одним из главных элементов изготовления решеток-держателей топливо-выделяющих сборок.

Намерения подключить один из заводов К.Григоришина к ядерно-топливной программе Украины были впервые официально презентованы в 2007 г. Виктором Ющенко с подачи тогдашнего главы НАЭК «Энергоатом» Андрея Деркача во время их визита в Сумскую область. До этого заявления основными производителями изделий «неядерного» циркониевого проката в Украине считались государственный Никопольский Трубный завод (НТЗ) Национального космического агентства, а также Никопольский завод тонкостенных труб ЗАО «СЕТАБ Никополь», который находится в орбите влияния российской госкомпании «Рособоронэкспорт».

Свое нынешнее решение об исключении СМНПО из числа вероятных производителей ядерно-чистого циркониевого проката Кабинет министров мотивировал значительными расходами на подготовку специалистов - $6 млн., а также разрывом альтернативной технологической цепочки. Согласно базового варианта циркониевой части программы «Ядерное топливо Украины», в эту цепочку войдет ряд полностью принадлежащих государству предприятий - Вольногорский ГМК (Днепропетровская обл., добыча руды), ГНПП «Цирконий» (Днепродзержинск Днепропетровской обл., производство двуокиси и сплавов циркония), а также Исследовательский завод НИИ Титана (Запорожье) и Государственный завод прецизионных труб (Днепропетровск).

Сегодня основную, по сумме привлеченных инвестиций, часть этой конфигурации формируют компании, близкие к депутату от БЮТ Константину Жеваго. В их число входят британская Ferrotranse Ltd., которая владеет железнорудно-ураново-стронциевым месторождением ООО «Пивдень-руда», а также ООО «Феррэкспо-гидромет», которое распоряжается частью мощностей бывшего ГП «Приднепровский химический завод».

Кроме К.Жеваго, определенные интересы к атомным заказам имеет группа ИСД, компании которой владеют небольшим пакетом акций ОАО «Энергомашспецсталь» (Краматорск), производящем спецстали для реакторостроения. Однако, до настоящего времени, самые крупные по суммам имущественные интересы в украинской атомной промышленности имел российский капитал. Кроме оффшорных компаний К.Григоришина, совладеющих СМНПО и «Турбоатом», к их числу относились ФГУП «Электрохимический завод» (Зеленогорск), а также группа «Энергомаш/Интерграфит».

Как отмечено в программе «Ядерное топливо Украины», ведущими производителями циркониевой продукции для ядерного топлива в 2008 г. были США (1800 т), Франция (2000 т), РФ (900 т: полная ориентация на украинскую руду), а также Индия (250 т), Канада и Швеция.

В свою очередь, по данным Департамента стратегических запасов США (The National Defense Stockpile, NDS) в минувшем году львиную долю на этом мировом рынке циркония занимал Китай - этот растущий гигант мировой ядерно-сырьевой промышленности произвел более 40% из всех 4,4 тыс. т слитков циркония, выпущенных в мире. Второе место на рынке по объему продаж заняла американская корпорация Continentel Teledyne. Третье место взял российский «Чепецкий механический завод» государственной корпорации «ТВЭЛ», а четвертое место поделили между собой две компании ЕС - французская Cezus и британская John Mattey.

В целом, программа «Ядерное топливо Украины» обозначила главный приоритет отрасли - строительство нового циркониевого завода в Запорожье, а также строительство завода по фабрикации топлива (монтаж ТВС), который, предположительно, разместится в Энергодаре Запорожской области. Согласно программе, 15 энергоблоков на 4 АЭС Украины ежегодно потребляют единый установленный объем готового топлива. Это 620 топливно-выделяющих сборок (ТВС), производство которых требует 300 т топливных таблеток энергетического урана (это 2486 т в перерасчете на рудный концентрат), 150 т проката циркония, около 400 т специальных нержавеющих сталей, а также графит для регулирующих стержней-замедлителей и до 10 т редкоземельных металлов-поглотителей. Львиную долю в стоимости ТВС составляет поставка рудного концентрата урана, а также оплата услуг по конверсии его в гексафторид и последующему обогащению.

По мнению большинства экспертов, «выдавливание» предприятий К.Григоришина из ядерно-топливной программы может заметно ухудшить конъюнктуру работы СМНПО и «Турбоатома», заметно изменяя конфигурацию частных и зарубежных инвестиций в украинскую атомную промышленность.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}