Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
19.12.2008 :: 16:17
Газовые проблемы: «баллонного импорта» не будет?
Максим Коротанов

В начале декабря 2008 г. власти Украины определились с выбором между двумя альтернативными источниками импорта природного газа.

Выбор этот состоял из возможности начать в 2011-2014 гг. ежегодный импорт морем до 5 млрд. куб. м охлажденного сжатого (компремированного) газа в баллонах, либо же, организации импорта с борта танкеров 10 млрд. куб. м сжиженного природного газа (СПГ) в год.

В Кабмине решили остановиться на втором варианте. Несмотря на необходимость поиска $2,5 млрд. на проект строительства СПГ-терминала, импорт «газа в баллонах»
за $0,5 млрд. пока отклонен. Такое решение было мотивировано просто. Сегодня 100% импорта газа поступает в Украину из РФ, одна-единственная компания которой - ОАО «Газпром», с начала 2009 г. берется организовать поставку в Украину всего необходимого нашей стране импорта - 54 млрд. куб. м газа. Такая концентрация несет в себе очень высокий политический риск. Он был высок даже в 1999-2007 гг., когда Украина не покупала ни одного кубометра газа у компаний РФ напрямую, прибегая к услугам оффшоров и производителей Средней Азии. Но трубопроводный импорт и в этот «раннемонопольный» период был объектом постоянных корпоративных и политических интриг.

Ситуация может лишь ухудшиться после грядущей полной монополизации продажи. Ведь до настоящего времени НАК «Нафтогаз Украины» имеет хотя бы формальный, но все же выбор, имея возможность проводить переговоры не с одним, а с двумя-тремя продавцами. В их число входят непосредственно «Газпром» (его дочка «Газпромэкпорт») или же его оффшоры «спецназначения» - RosUkrEnergo, EuralTransgаs, ZMB, Gazprom Germania.

С началом нового контрактного года такая возможность исчезнет. Более того, качественные изменения, ждущие рынок в следующем году, будут обострены тем, что растущая монополизация импорта как минимум на год-два обещает быть «двухполюсной». Поскольку «Нафтогаз» по целому ряду объективных причин вынужден сконцентрировать в своих руках весь импорт, т.н. «рынок» газа в Украине будут формировать один российский продавец и единственный отечественный покупатель.

Очевидное превращение рынка в «спецраспределитель» стратегических ресурсов угрожает, как максимум, ценовой непредсказуемостью, и как минимум, ударом по имиджу Украины в ЕС. В Европе не было ни единого прецедента такой грандиозной и полной монополизации, которая ждет украинский рынок газа с 2009 г. Везде есть либо несколько продавцов, либо хотя бы несколько покупателей.

Для нейтрализации этой угрозы СНБО осенью этого года и решил вернуться к разработанным в 2003-2005 гг. вариантам фрагментации рынка импорта газа с помощью развития нового сегмента, и, несмотря на финансовый кризис, Киев пытается начать работу над проектами «нетрубопроводного» импорта.

До принятия этого решения импортеры Украины не имели опыта работы ни с большими поставками из-за рубежа компремированного газа в емкостях, ни с импортом СПГ. Ведущие газотрейдеры работали, в основном, в двух различных СПГ-сегментах. Ими являются розничные продажи сжатого пропан-бутана в балонах, который Украина производит из газа отечественной добычи, а также крупные транзитные операции со сжиженными нефтяными газами (метанолом и Liquefied Petrоleum Gas, LPG), которые поступают из РФ и Казахстана для перевалки на танкеры в Одессу и Керчь.

В «баллонной» рознице доминируют около 20 компаний-владельцев региональных газораспределительных сетей («облгазов»), подконтрольных торговым группам «Зангас», «Газтек», Gasex и WOG. Что касается транзита нефтяных газов, то лидерами на этом рынке пока считаются компании-менеджеры Одесской нефтегавани из числа предприятий группы учредителей Приватбанка, такие как «Синтез Ойл», и компания-оператор газоперевалочного комплекса этой нефтегавани LloydSystem, принадлежащая российскому олигарху Александру Жукову.

С 2011-2012 гг. список игроков на LPG обещает еще больше расшириться за счет казахстанских инвесторов, которые строят Керченский LPG-терминал «АЕГаз-Украина». По всей видимости, берясь ныне возродить инициативу 2005 г. по разработке морского СПГ-терминала, киевские чиновники рассчитывают как на «старых», так и на «новых» частных инвесторов с этих параллельных рынков.

Правда, если верить неофициальным источникам из Минтопэнерго, сейчас идет только проработка формы организации строительства - по их словам, все зависит того, на какой площадке Кабмин решит строить терминал, а также от того, какие предприятия этими площадками распоряжаются, только после этого можно будет решить, кто будет строить (консорциум, новое или уже работающее госпредприятие).

По данным разработчика проекта, киевского ООО «Нефтегазстройинформатика», пока выбор будет делаться между тремя площадками - Феодосийской нефтегаванью госпредприятия ФПОНП и СП «Кафа»; портопунктом Очаков и площадкой в порту Южный (рядом с причалами ОАО «Укртранснафта» либо на ОАО «Одесский Припортовый Завод»).

Технические параметры проекта практически не изменились с момента последних расчетов, произведенных в 2005 г. Строительство займет около 4 лет, и почти столько же займет параллельный процесс контрактования СПГ в арабских странах. «Наземная часть строительства обойдется в $766 млн. Еще $423 млн. пойдут на строительство первой очереди по приему с борта газовозов 5 млрд. куб. м газа в год - сроки возведения около 3 лет. После этого Украина выйдет на цену газа до $290 за тыс. куб. м., в зависимости от того, где будет закуплен газ, в Средиземном море или Персидском заливе», - заявили представители компании-разработчика.

В итоге, к концу следующего десятилетия Киев рассчитывает ввести в строй второю очередь терминала, и уменьшить нынешний объем импорта газа из РФ на 10 млрд. куб. м. Что касается «баллонного» проекта, то он признан нецелесообразным в основном из-за экономических и сугубо технических параметров.

Экономическая суть отказа от этого варианта состоит в том, что только на строительство в Турции завода по компремированию газа требуется $400 млн., и не менее $700 млн. уйдет на портовую инфаструктуру, в обмен на это Киев получит всего 5 млрд. куб. м газа. Технические нюансы связаны с особенностями фрахта сухогрузов под перевозку компремированного газа, а также мультинациональным характером работ - поскольку терминал охлажденного сжиженного газа необходимо будет строить в Турции, а привязывать его работу придется к газопроводам иностранных компаний, в капитале которых пока Украина пока не имеет участия (речь идет об уже работающем газопроводе South Caucasus Pipelines и строящихся Nabucco и PanArab Pipelines).

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}