20.03.2008 :: 14:32
Газовые игры патриотов
Максим Коротанов
Кабмину удалось внести незначительные коррективы в международную газовую политику Президента. Изменения были внесены 13 марта в ходе заключения соглашения о развитии отношений в газовой сфере между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины».
Соглашение стало альтернативой долгосрочному «тройственному» договору от 4 января 2006 г., заключенному между «Газпромом», «Нафтогазом» и швейцарской RosUkrEnergo на период 2006-2009 гг. Оно долгое время считалось не самым удачным примером украинской газовой политики. Ушедший ныне в прошлое «тройственный договор», среди прочего, навязывал Киеву механизм постоянного повышения цен на импортируемый газ без права адекватного повышения стоимости услуг по хранению и транзиту газа.
Кроме этого, газовый договор-2006 имел немаловажную внутриполитическую составляющую - он выводил на внутренний рынок Украины не сам «Газпром», а неких его представителей, которые получали неограниченное право создания «компаний-карманов» для финансирования выгодных Кремлю украинских политических проектов.
Ныне действие указанного соглашения завершено. Вместо него по уже сугубо двустороннему договору с марта по декабрь 2008 г. «Газпром» или уполномоченные им лица обязались поставить НАКу не менее 49,8 млрд. куб. м газа центрально- и среднеазиатского происхождения на украино-российской и украино-белорусской границах. Документом установлено, что покупателем 100% газа на границе с Украиной будет НАК «Нафтогаз Украины», который обязуется в течении года передать «Газпрому» либо, опять-таки, уполномоченной им компаниям, не менее 7,5 млрд. куб. м газа для реализации на внутреннем рынке.
Наряду с этим в Соглашении оговорена процедура закрытия предыдущего «тройственного» соглашения-2006. В частности, оно установило принцип товарного погашения «Нафтогазом» 5,2 млрд. куб. м газа, который был поставлен в январе-феврале этого года компаниями «Росукрэнерго» и «Укргаз-Энерго» на внутренний рынок Украины дополнительно к ранее взятым контрактным обязательствам, по причине то ли похолодания в Средней Азии, то ли последней хваткой инициативы экс-главы Минтопэнерго Юрия Бойко.
Коррективы газовой политики
Первая корректива, в необходимости которой правительству удалось убедить Президента - отказ Украины от невнятных устных договоренностей Виктора Ющенко и уходящего президента РФ Владимира Путина о необходимости создания в течении 2008 г. неких совместных предприятий («СП-1 и СП-2»). В нынешнем договоре об СП речи нет. Вторая - снижение до четкого объема в 7,5 млрд. куб м уровня присутствия российской стороны на внутреннем украинском рынке. До конца 2006 г. он составлял более чем 50% всех поставок, и судя по переговорам В.Ющенко и В.Путина, кое-кого в Киеве это очень устраивало. Третья корректива – отказ от права присутствия «Газпрома» и аффилированных с ним компаний на украинском рынке импорта-экспорта газа (ранее, в 2002-2006 гг., импорт газа в Украину проводился преимущественно через «компании-карманы»).
Четвертая - отказ от связки в одном договоре уровня цен на импортируемый газ с уровнем украинских транзитных ставок, которая была зафиксирована в «тройственном соглашении»-2006. Судя по всему, идеология «сдачи в аренду» целых направлений украино-российской торговли неким «хозяйствующим субъектам» ушла в прошлое. Отныне, как и до 2004 г., ставки и объемы транзита должны будут оговариваться, как и подобает, не в коммерческих контрактах, а в протоколах к межправительственным договорам о сотрудничестве в сфере ТЭК и в сфере транзита газа через территорию Украины.
Пятая корректива газовой политики выглядит очень незаметной и чисто бюрократической - один из пунктов соглашения оговаривает, что оно вступает в силу после одобрения распоряжением Кабмина, тогда как предыдущее «тройственное соглашение-2006» такой оговорки не имело. Оно возлагало на НАК, мягко говоря, завышенные обязательства гарантировать четко закрепленную ставку тарифа за транзит газа, которую, на самом деле, утверждает отнюдь не НАК, а Кабмин и НКРЭ. Подписей лиц, уполномоченных указанными инстанциями, «тройственный договор»-2006 не имел. О том, что эти визы все-таки должны быть, нынешним договором «Газпром» признал.
Поэтому выходит, что благодаря подписанию полноценного соглашения у правительства Юлии Тимошенко появилась явно приятная политическая задача - разобраться, на каких основаниях или по чьим распоряжениям «Укртрансгаз» на протяжении 2006-2007 гг. начислял транзитные платежи с «Газпрома» и других фигурантов «тройственного соглашения-2006». Если эти полномочия были превышены, - значит был факт немотивированного должным образом занижения тарифов. Их занижение - это предпосылка для доначисления платежей за транзит, перспектива которого может стать для правительства очень неплохим оружием для следующих украино-российских газовых переговоров.
Договорные уступки
К числу явных уступок нынешнего газового соглашения можно отнести две арифметические детали: это обязательство украинской стороны обеспечить «Газпрому» передачу «более» 7,5 млрд. куб. м газа для реализации на внутреннем рынке Украины, а также техническое нововведение - обязательство российской стороны продавать газ не как прежде на границе Украина и РФ, а на российской и/или белорусской, то есть более дальней, границах Украины.
Уточняя для прессы зафиксированный в договоре объем газа, который предполагается передать «Газпрому» для продажи на внутреннем рынке, председатель правления «Нафтогаза» Олег Дубина несколько прояснил ситуацию: «Точный объем до кубометра, будет содержаться в приложениях к договору, а в самом договоре может быть либо до 7,5 млрд. куб. м, либо более. Но ведь до 7,5 млрд. куб. м это может быть и ноль, поэтому и написано «более». Пояснение было внятным, однако, оно не дает никаких гарантий, что «Газпром» в процессе выполнения соглашения не потребует себе большей доли украинского рынка.
Вторая уступка украинской стороны несколько прояснила суету, с которой менеджеры RosUkrEnergo всю минувшую зиму сновали между Туркменистаном и Белоруссией - на случай, если переговоры вокруг украино-российского газового договора-2007 приобретали бы жесткий формат и срыв графиков транзита, «Газпром» рассчитывал прибегнуть к услугам Белоруссии. Ставка на ее транзитные услуги, судя по всему, будет делаться и впредь. Ведь на самом деле, если верить, что проходящий по дну Черного моря в обход Украины газопровод «Голубой поток» по уровню рентабельности равен флоту позолоченных дирижаблей, выходит, что у российской монополии на пути к ЕС практически нет выбора между Киевом и Минском.
Перспективы реализации
При всех этих позитивных и негативных нюансах, подписанное ныне газовое соглашение можно считать лишь промежуточной победой Киева - состоялась она или нет, окончательно станет известно только предстоящим летом, когда «Газпром» и «Нафтогаз» начнут работу над новым договором об условиях транзита и хранения газа в следующем 2009 г.
Пока же, благодаря установлению нового формата торговли газом, самыми злободневными для Москвы и Киева выглядят более приземленные проблемы. Такие, например, как вопрос о том, кому из украинских промышленных потребителей «Газпром» будет продавать свой ресурс. А также, кому эта компания поручит право реализации 7,5 млрд. куб. м газа на внутреннем рынке. А если такого поручения не будет, и российский гигант рискнет работать на нашем сложном рынке напрямую, возникнет главный вопрос - кто из украинских компаний станет соучредителем компании «Газпром Украина» и, кто будет обслуживать ее банковские счета. |