Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
19.10.2012 :: 16:46
Газовая добыча в Украине как «патриотический» проект
Андрей Старостин

Структура распределения ведущих инвесторов внутренней добычи газа в Украине и полное отсутствие у нее планов развития зарубежной газодобычи заставляют усомниться в искренности нынешней риторики властьимущих о приверженности идеалам энергетической независимости страны.

Украина не собирается следовать примеру Польши, которая вложила государственные инвестиции в разработку трех месторождений газа в Норвегии. Киев, также не будет следовать примеру Хорватии, главная нефтегазовая компания которой, владеет долями в 22-х месторождениях газа и нефти в Анголе. Не
последует она и примеру Румынии, ведущий нефтегазовый холдинг которой поспешил купить месторождение газа в послевоенном Ираке.

В целом, в отличие от стран-соседей, крупных зарубежных газодобывающих активов у Украины нет. Исключение составляет сравнительно небольшой нефтедобывающий проект в Египте, а также схожий добывающий проект в ОАЭ, который был с треском провален в 2011 г. Однако, это - исключения.

Заявления нефтегазовых чиновников Киева о грядущей покупке месторождений в Казахстане и российской Калмыкии продолжались рекордный срок - 2003-2009 гг., но, в итоге, они оказались пустопорожними. Шанс начать масштабную добычу газа за рубежом появился у Украины в начале 2011 г., когда Турция ввязалась в юридический конфликт с Сирией, Израилем и Грецией за принадлежность новых крупных морских месторождений газа на шельфе острова Кипр. К весне 2012 г. Анкара завершила лихорадочный поиск партнеров, и успешно распределила большинство кипрских лицензий. Но, несмотря на острый дефицит дополнительных источников импорта газа в Украину, открытие новых месторождений Турции не привлекло ни малейшего внимания со стороны украинских государственных или частных компаний.

Объяснение мизерной активности Киева в развитии зарубежной добычи можно найти в нововведениях украинской газовой политики. Эти новации начали проявляться в 2011-2012 гг., когда стало ясно, что президент РФ Владимир Путин не намерен поддерживать пророссийское лобби в Украине за счет ценовых скидок или оффшорных схем импорта газа. Между Москвой и Киевом пробежала «черная кошка» взаимного политического вымогательства. Козырем украинской стороны в этом странном диалоге стали беспрецедентные для украинской истории меры, принятые для демонстрации решимости увеличить внутреннюю добычу газа в Украине и сократить импорт из РФ.

Развитие зарубежных активов было бы более эффективным методом давления на Москву, но для Киева это направление, ныне выглядит откровенно невыгодным. Стратегия внешней экспансии меньше отражает интерес киевских политиков, в то время как добывающие проекты внутри Украины сулят золотые горы - большинство этих политиков либо состоят на иждивении трех ведущих финансовых групп, которые распределили между собой почти все крупные украинские месторождения, либо связаны с добывающими частными газовыми компаниями из разряда независимых.

Парадокс сложившейся ситуации заключается в том, что и финансовые группы, и большинство независимых инвесторов, зачастую, не имели никакого опыта добычи до выхода на украинский рынок. Исключение составляют полтавская компания «Букрос» и киевская «Викойл», которые имеют опыт проектов в РФ и Йемене. Кроме них, обширным зарубежным опытом обладает достаточно многочисленная группа компаний из США, ЕС и стран Азии, рискнувшая вложить средства в украинскую добычу. Однако, поле для маневра подобных инвесторов, во внутренней украинской добыче, жестко ограничено.

Ограничивают этот маневр местные финансовые группы и оффшорный капитал украинского происхождения, однако, это ни в малейшей мере не смущает украинские власти. Данная категория инвесторов в 2006-2011 гг. взяла под свой полный контроль менеджмент всех ведущих госкомпаний - «Укрнафта», «Укргазвыдобування», «Черноморнафтогаз», «Надра Украины». Три ведущие финансовые группы (см. таблицу) скупили большинство прав пользования украинскими месторождениями, либо же, «накрыли» их разработку многочисленными договорами о совместной деятельности, которые были заключены с перечисленными госкомпаниями.

В сложившейся обстановке, большинство украинских независимых экспертов начали называть госпроекты кратковременной и нацеленной на Москву показухой. В то же время, провластные эксперты не считают планы развития внутренней добычи эфемерными. В своем оптимизме, они опираются на официальные прогнозы. По версии Минтопэнерго, внутренняя добыча в Украине вырастет уже в 2015 г. до 23 млрд. куб. м и до 27 млрд. куб. м 2017 г. По более пессимистичной версии главы Кабмина, рост внутренней добычи должен составить 25 млрд. куб. м к 2020 г. и 30-35 млрд. куб. м к 2030 г.

Основных мероприятий, которые должны привести Украину к энергетической независимости, по мнению властей не так уж и много. Первая из мер - это схема увеличения капитала госкомпании «Черноморнафтогаз», в ходе которой компания будет оснащена новым буровым и вспомогательным флотом общей стоимостью более 10 млрд. грн. Это переоснащение должно быть осуществлено исключительно за счет привлечения банковских кредитов и эмиссии облигаций госзайма, погашение которых вполне может поставить «Черноморнафтогаз» на грань банкротства уже через несколько лет.

Вторая мера - программа увеличения госассигнований в доразведку газоносных площадей. Как уже говорилось, большинство из них в Украине либо частные, либо расположены «в притык» с таковыми, либо же, находятся в совместном пользовании государственных и частных компаний. С учетом этого обстоятельства, рост ассигнований в развитие добычи трудно назвать эффективным. При этом, масштаб этого роста поражает воображение - в 2012 г. на геологоразведку было выделено 869,2 млн. грн., что в три раза больше уровня 2011 г., а суммарные ассигнования 2011-2012 гг. должны превысить $1,2 млрд.

Вполне возможно, что эти меры и расчет на внутреннюю добычу окажутся правильными, и тогда украинским властям уже через 3-4 года будет чем «надавить» на Москву в вопросе организации оффшорных схем импорта газа или ценовых скидок. В то же время, следует учесть, что отвергая стратегию наращивания национальных ресурсов газа за счет зарубежных месторождений, правительство Украины, почему-то, упрямо отвергает мировую практику. Ведь даже поверхностные подсчеты показывают, что обещанный «внутренний» прирост добычи на 4-5 млрд. куб. м в год обойдется украинскому налогоплательщику в сумму не менее $2 млрд.

В то же время, наиболее известные в Восточной Европе примеры «зарубежного» наращивания ресурсов выглядят намного более дешевыми. Так, в 2009 г. польская госкомпания PGNiG потратила более $800 млн. на 12% акций в предприятии, которое осваивает группу трех месторождений Норвегии с доказанными запасами 35,8 млрд. куб. м. В 2010-2011 гг. запасы этих месторождений были расширены, и в ближайшие годы, доля полькой компании в разработке составит не менее 3,5 млрд. куб. м в год.

Теперь сравните: 3,5 млрд. куб. м за $800 млн. или внутренняя добыча в Украине за более чем $2 млрд. ради ежегодного роста на 3-4 млрд. куб. м. Подобные нелицеприятные для Киева, параллели не трудно найти, и в сравнениях ныне активно рекламируемого украинского «внутреннего нефтегазового прорыва» с затратами зарубежных проектов компаний Восточной Европы. Поскольку вполне может оказаться, что ныне охвативший украинские власти «газовый патриотизм» - это не что иное, как умышленное обескровливание госактивов, проводимое с целью их дальнейшей распродажи тем же российским нефтяным и газовым монополиям. То есть теми, с кем официальный Киев давно и методично стремился дойти до глубокого и безвозвратного партнерства, и тут вдруг решился на якобы жесткое, противостояние…

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}