11.02.2008 :: 22:36
Эльбрус Абдуллаев: «В 2008 году железнодорожный транспорт не выполнит задачи по полному и качественному обеспечению перевозок»
Эльбрус Абдуллаев
(выступление на форуме «Власть и бизнес-партнеры!» 30.01.2008 г.)
За последние 5-6 лет в промышленном комплексе страны ощущается значительная напряженность в стабильной работе железнодорожного транспорта, обеспечении перевозок грузов и пассажиров.
Такая ситуация три года назад привела нас к идее о создании группы транспортных предприятий во главе с управляющей Холдинговой компанией для надежного обеспечения перевозок горно-металлургических грузов.
С момента создания «Объединенного транспортного холдинга» его основной целью была и остается разработка и реализация масштабных инвестиционных проектов и схем их финансирования для приобретения новых грузовых вагонов, в основном у отечественных вагоностроительных заводов, и организация эффективной эксплуатации подвижного состава на коммерческой основе.
За период с 2004 г. по настоящее время в создание и развитие этого бизнеса было инвестировано более полумиллиарда гривень, в т.ч. кредитных финансовых ресурсов банков около 394 млн. грн. По состоянию на 1 января 2008 г. приобретено 2617 грузовых вагонов и организована их техническая эксплуатация.
За короткий период нами освоен значительный сегмент рынка грузовых перевозок Украины и по итогам 2007 г. достигнут общий объем перевозок 9,3 млн. т.
Казалось бы, сделали хорошее дело и для государства и для себя, дело необходимое для стабильного развития экономики Украины, одновременно подставили плечо помощи железнодорожникам. Создали более 100 новых высокооплачиваемых рабочих мест для квалифицированных специалистов.
Однако необходимо отметить, что с самого начала деятельности, Холдинг попал под пристальное внимание налоговиков, которые любыми методами (необоснованными требованиями, запугиванием) притесняли нас и мешали нормальному, прозрачному, законному развитию бизнеса.
Ярким примером «чиновничьего» произвола налоговиков и злоупотребления контролирующим органом своим статусом, является грубая волокита с возвратом НДС. Дело в том, что сами налоговики и являются наибольшими нарушителями в вопросах, касающихся возврата НДС.
В соответствии с Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» из общей суммы, уплаченной отечественным поставщикам вагонов, сумма НДС подлежит компенсации из бюджета.
Но фактически налоговая инспекция на всех уровнях создает искусственные препятствия, при этом, грубо нарушая основные нормы законодательного акта, только для того, чтобы под разными предлогами не возвращать налог на добавленную стоимость.
Так, в процессе проверок соблюдения налогового законодательства налоговики позволяют себе нарушение действующего законодательства, лишая предприятия, реализующие инвестиционные проекты, права на возврат НДС, а иногда и на сам налоговый кредит. При этом абсолютно безосновательно, например, мотивируя тем, что сама ГНИ, не провела в установленные законодательством сроки встречные проверки контрагентов.
Таким образом, действия налоговиков привели к значительным убыткам предприятий Холдинга. Если бы нам компенсировали из бюджета всю сумму НДС, то во второй половине 2005 и в 2006 гг. мы смогли бы приобрести и ввести в эксплуатацию дополнительно еще 240 ед. подвижного состава, которые только за один год перевезли бы около 1 млн. т грузов.
Общие потери от упущенной выгоды наших предприятий составляют около 21,5 млн. грн., а потери государственного бюджета из-за недополучения налогов и обязательных платежей около 8 млн. грн. И никто не понес за это наказание, так как, к сожалению, в Украине еще нет практики компенсации убытков предприятиям, причиненных неправомерными действиями представителей государственных контролирующих органов.
Такое положение возникло еще и потому, что руководители налоговых органов устанавливают негласные планы по доначислению и сборам по результатам проверок, как показатели «эффективной работы» ревизионных отделов налоговой инспекции. А в случае невыполнения таких планов угрожают своим сотрудникам увольнением.
Кроме того, материалы проверок оформляются с нарушением действующих нормативно-правовых актов и с принятием неправомерных (надуманных решений) в отношении хозяйственных субъектов. Мы не хотим мириться с таким положением и, искренне веря в справедливость, обратились в суд, надеясь на восстановление своих законных прав, нарушенных действиями ГНИ.
Но даже Высший административный суд Украины совершает действия, нарушающие принцип равенства перед законом субъектов права, принимая «задним числом», почти через год после окончания законодательно установленного срока, кассационную жалобу ГНИ.
Кроме того, нарушая принцип верховенства закона, один и тот же суд - Хозяйственный суд города Киева, с интервалом в две недели принимает два диаметрально противоположных решения по аналогичным искам предприятия о нарушении его права на возврат НДС. По первому иску - удовлетворить в соответствии с нормами законодательства и «Справки об изучении и обобщении судебной практики Высшего админсуда Украины о возврате налога на добавленную стоимость». По другому иску - отказывает.
Вот вам пример цинизма по отношению к развитию бизнеса и «справедливости по государственному».
Мы надеялись на то, что в связи с вступлением в силу Закона Украины «Об основах государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности» все недостатки будут исправлены. Но после принятия Закона Украины «О Государственном бюджете на 2008 г.» и внесения изменений в некоторые законодательные акты из сферы действия закона выведена ГНА и, тем самым, похоронены наши надежды на улучшение ситуации. Поэтому мы предлагаем вернуть предыдущую редакцию Закона Украины «Об основах государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности».
Итак, лишая права на компенсацию НДС предприятие, которое работает полностью прозрачно и в соответствии с действующим законодательством, осуществляет масштабные инвестиции в развитие экономики, ГНА наносит вред не только предприятию-инвестору, но и всей экономике Украины, ее инвестиционному климату и международному имиджу.
О каком равноправном партнерстве можно вести речь, если при нарушениях налогового законодательства к бизнесу применяются жесткие санкции вплоть до уголовной ответственности, а если нарушает государственный орган, представитель власти – к нему никаких санкций.
В новом налоговом кодексе необходимо прописать обязательную норму, в соответствии с которой контролирующий орган несет равную с бизнесом ответственность, в т.ч. возмещение ущерба.
Второй масштабной проблемой в нашем государстве, сдерживающей нормальный ход развития бизнеса является крайне неудовлетворительная работа железнодорожного транспорта. Особенно в части регулирования его деятельности государством. Отставшая от рыночных условий законодательно-нормативная база, крайне изношенная техническая база, полностью закрытая и непрозрачная финансово-экономическая деятельность, устаревшая и громоздкая система управления - это главные недостатки, которые необходимо срочно исправлять.
Железные дороги Украины, перейдя на рыночные условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, полностью сохранили командно-административную вертикаль и методы управления старой советской системы, объединяя государственные и хозяйственные функции управления.
«Укрзализныця», являясь мощным участником рынка перевозок, сама определяет и устанавливает правила игры и поведения на этом рынке. Так, о какой, при этом, конкуренции может идти речь?
Все эти недостатки настолько очевидны сегодня и не прикрыты, что само железнодорожное руководство их признает. И ни для кого не является секретом произвол «Укрзализныци» и Министерства транспорта и связи, волюнтаризм и непрозрачность в тарифной политике. Спонтанно, приказами, - это решить невозможно. Тут необходим системный подход, необходимо развивать смежный рынок перевозок.
Сегодня, грубо нарушаются ст.42 Конституции Украины, ст.7 Закона «О транспорте», ст.13 Закона «О защите экономической конкуренции», ст.9 Закона «О естественных монополиях», ст.3 Закона «О ценах и ценообразовании».
Примером является последний приказ Минтранссвязи №43 от 17.01.2008 г. Этому приказу предшествовали два проекта. Согласно первого проекта планировалось повышение тарифов на грузовые перевозки на 27% сразу с начала года. А во втором проекте уже было заложено повышение тарифов на 39%, путем поквартального поэтапного повышения. Но никто не объяснит, почему такая разница. В этом и состоит непрозрачность и необоснованность тарифов.
Другой пример: бывшее руководство сделало одну крайность, предоставив очень высокие скидки на перевозки в собственных вагонах по сравнению с общесетевым парком. А новое руководство шарахнулось в другую сторону, значительно сократив эти скидки.
Но эксперты и специалисты уже давно определили величину вагонной составляющей в тарифах на грузовые перевозки - около 30%. И это не скидка в понимании льготы или преференции, а объективный уровень компенсации расходов собственника на содержание, эксплуатацию, ремонт и обновление подвижного состава. Приблизительно такую разницу необходимо установить в тарифах на грузовые перевозки, не играясь разными уровнями коэффициентов.
А вообще в 2008 г. можно с уверенностью прогнозировать, что железнодорожный транспорт не выполнит своей главной задачи по полному и качественному обеспечению перевозок грузов и пассажиров. Эксперты и специалисты прогнозируют, что дефицит наиболее необходимого парка полувагонов составит более 30 тыс. ед. в эксплуатационном парке. Это приведет, с учетом дополнительных мероприятий по строительству и развитию инфраструктуры для «Евро-2012», к срыву обеспечения возрастающих потребностей в объемах перевозок, особенно рудно-металлургического сырья, угля и стройматериалов.
В связи с этим нужно срочно, не откладывая, пересмотреть концепцию реформы железнодорожного транспорта, определить ключевые, конкретные направления программы реформирования. А именно:
- в первую очередь, сокращение (упорядочивание) валовых расходов всех железных дорог путем уменьшения перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. Реальный организационный шаг в этом направлении – разделение финансово-экономического учета доходов и расходов отдельно по пассажирским и отдельно по грузовым перевозкам;
- во-вторых – создать привлекательные условия и привлечь частные инвестиции для обновления подвижного состава и инфраструктуры за счет дополнительного снижения тарифов на перевозки грузов частными вагонами на 10-15% для новых вагонов до 5 лет эксплуатации.
В контексте этого в сегодняшние протокольные решения необходимо внести как неотложную меру, поручение Минтранссвязи срочно доработать с учетом поданных предложений и принять тарифный сборник в І квартале этого года. |