14.03.2008 :: 08:35
Автоперевозки: прорыв на итальянском «фронте»
Дмитрий Щербаков
4-5 марта 2008 г. наконец-то состоялось первое за два года заседание смешанной украинско-итальянской комиссии по вопросам автомобильных перевозок.
Итальянское направление активно используется для ввоза в Украину элитных стройматериалов и мебели, бытовой техники и продуктов питания, дорогой одежды и обуви. Такие высокотарифные грузы выгодно перевозить автотранспортом, поэтому количество рейсов постоянно растет. Активно ездят автобусами в Италию и обратно наши соотечественники - туристы и «заробитчане».
О важности двусторонних договоренностей с этой страной о квоте разрешений хорошо осведомлены все автоперевозчики. Итальянские «дозвола» на грузовые автоперевозки всегда были одними из самых дефицитных. Тем не менее, в 2007 г. заседания смешанных комиссий не проводились вообще. И это при том, что итальянская сторона идет на повышение квоты очень неохотно. Объясняет она это большим дисбалансом в сторону украинских перевозчиков (см. таблицу).
Фактическое количество разрешений, использованных перевозчиками Украины и Италии
Год |
Всего перевозок |
грузовые |
пассажирские |
Украина |
Италия |
Украина |
Италия |
Украина |
Италия |
2001 |
8144 |
680 |
8000 |
671 |
144 |
9 |
2002 |
10609 |
635 |
10500 |
626 |
109 |
9 |
2003 |
11112 |
979 |
11000 |
863 |
112 |
113 |
2004 |
13383 |
915 |
13193 |
842 |
190 |
73 |
2005 |
13833 |
829 |
13732 |
799 |
101 |
30 |
2006 |
15700 |
948 |
15565 |
939 |
135 |
9 |
2007 |
14949 |
1018 |
14778 |
1000 |
171 |
18 |
При таком соотношении попытки итальянской стороны не пустить украинских перевозчиков на свой рынок выглядят естественными. Аппенинцы не едут к нам по известным причинам: их пугает состояние дорог, проблемы при оформлении груза на границе, поборы ГАИ и других контролирующих органов. Отечественные же перевозчики более закалены украинскими реалиями, наши водители готовы работать за меньшую зарплату и не имеют поддержки мощных профсоюзов.
Размер базовой квоты (12 тыс. дозволов) оставался неизменным с 2005 г. Добавочные объемы, хотя и возрастали на 1000 ежегодно (2005 г. - 2000 разрешений, 2006 г. - 3000, 2007 г. - 4000), «выбивались» на протяжении года, не прогнозируемо и неритмично. Это не позволяло автоперевозчикам воспользоваться дефицитными дозволами в полной мере.
Особенно абсурдная ситуация сложилась в прошлом году: 2500 разрешений из дополнительной квоты были получены только в конце ноября. В результате 741 дозвол остался неиспользованным даже с учетом того, что действие прошлогодних бланков традиционно было продлено до 31.01.2008 г.
Еще одной протекционистской мерой западноевропейских стран было введение «зеленых» разрешений (для транспортных средств, отвечающих экологическим требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3). В начале 2000 гг. это могло испугать отечественные компании, внушительную часть парка которых составляли «грязные» МАЗы и КАМАЗы советского производства. Сегодня автоперевозчики укомплектованы более современными тягачами, что позволяет им уверенно смотреть в будущее. Так, из 1000 итальянских разрешений Евро-3, выделенных по квоте 2007 г., украинской стороной было использовано 992.
Итак, двусторонние переговоры все-таки состоялись. Их результаты можно назвать обнадеживающими: взаимная квота дозволов на 2008 г. поднята до уровня 15 тыс. Конечно же, и это количество недопустимо мало - только в январе нынешнего года отечественные перевозчики использовали 1397 разрешений. Основываясь на этой и других цифрах, украинская сторона просила итальянцев об увеличении квоты до 20 тыс., но те по известным причинам не удовлетворили такое требование.
Треть из 15000 разрешений составляют «экологические»: 4500 - для автомобилей категории Евро-3 и 500 - категории Евро-4. Будем надеяться, украинских автоперевозчиков не смутит очередное ужесточение этих норм. В любом случае, представителям Минтранссвязи нужно уже сейчас начинать готовить заявку на получение дополнительной квоты дозволов.
Оригинальным стало предложение Украины выделить отечественным перевозчикам 2 тыс. «пограничных» дозволов (для грузовых перевозок в пределах 50 км от границы). Итальянцы обещали подумать, напомнив при этом, что наши страны не имеют общей границы и понятие приграничного сотрудничества не очень применимо к украинско-итальянским отношениям.
Квота на нерегулярные пассажирские перевозки оставлена на неизменном с 2001 г. уровне - 250 разрешений. Судя по количеству фактически выполненных рейсов за прошлые годы, дефицит итальянских пассажирских дозволов Украине в ближайшее время не грозит.
Эксперты госпредприятия «Служба международных автомобильных перевозок» («СМАП») видят еще несколько путей избежания дефицита итальянских дозволов. Первый из них связан с понятием кругорейса.
На сегодняшний день универсальное разрешение Италии дает право на осуществление только одного из двух видов перевозок (двустороннего или транзитного), начиная с момента загрузки в Украине и заканчивая возвращением в Украину (один кругорейс). При этом некоторые отечественные перевозчики действуют по схемам «разгрузка в Италии - поездка в страну ЕС - возврат через Италию транзитом» или «транзит через Италию в страну ЕС - возврат и загрузка в Италии - рейс в Украину», т.е. смешивают двустороннюю и транзитную перевозки. В таком случае украинский автомобиль совершает один кругорейс, но итальянская сторона требует наличие двух разрешений. Переход к практике «один кругорейс - один дозвол» здорово помог бы украинской стороне.
Вторым способом увеличить количество рейсов при той же квоте могла бы стать отмена разрешений для перевозок автомобилями общей грузоподъемностью до 3,5 т (включая прицеп) и общим весом до 6 т. Это положение внесено в двусторонние договора с некоторыми странами, но в соглашении между Италией и Украиной его нет.
По результатам переговоров стороны подтвердили продление действия выданных разрешений до 31 января следующего года. Также можно надеяться на традиционное выделение дополнительной квоты дозволов. Если продолжится тенденция последних лет, то Украина сможет побороться за 5000 разрешений, что в итоге даст те 20 тысяч, о которых и просили итальянцев. После этого Минтранссвязи останется только распределить имеющиеся дефицитные итальянские дозвола с максимальной быстротой, равномерностью и своевременностью. |