03.12.2009 :: 11:38
Чиновники пытаются заработать на электронных билетах
Анна Середенко
Вокруг электронных авиабилетов назревает очередной скандал. Авиаперевозчики и операторы туристического рынка снова столкнулись с прорехами в отечественном законодательстве, которые могут привести к запрету оборота электронных билетов в Украине.
ГНАУ начала проверки агентств по продаже авиабилетов, в результате чего, некоторые из них, временно отказались от работы с электронными авиабилетами. Впрочем, данный факт они предпочитают не комментировать. Претензии налоговиков достаточно просты: при выписке электронного билета должен выписываться документ, подтверждающий оплату и заключение договора о перевозке. Таким документом должен быть либо бланк строгой отчетности, каковым ранее собственно и являлся авиабилет, либо кассовый чек. В связи с массовым переходом авиакомпаний в 2006-2007 гг. на новые электронные технологии, перевозчики постепенно снижали долю своих продаж на обычных бланках. Сегодня в некоторых авиакомпаниях, эта доля едва превышает 10%. - все остальное в электронной форме.
Вкратце технология электронных продаж выглядит следующим образом. Вместо получения традиционного бумажного билета пассажир при покупке просто вносится в электронную базу данных, а на руки ему выдают листок с номером бронировки, маршрутом следования и датой полета. В аэропорту достаточно предъявить паспорт, чтобы попасть на рейс.
На первый взгляд удобство сомнительное - какой-нибудь сбой системы и попробуй, докажи, что ты что-то покупал. Но пассажиры, которые уже сталкивались с этой технологией признают, что преимущества действительно большие: упрощение процедуры регистрации - в базе данных уже есть вся информация о пассажире, достаточно только нажать кнопку для распечатки посадочного талона; возможность покупки билетов при помощи интернета. Кроме того, электронный билет невозможно потерять. Все данные находятся в централизованной защищенной базе данных, где отслеживаются все операции, включая полет, обмен билета, возврат и другие действия.
Для авиакомпаний также эта технология несет существенные удобства - экономия в среднем составляет $9, которые перевозчики тратят на бланк и его обработку. В целом, по авиационной индустрии экономия от внедрения новой технологии оценивается от $3 до $4 млрд. Собственно и проект активно стал продвигаться именно из-за его экономического эффекта. После миллиардных убытков 2001-2002 гг., именно такие прорывные технологии необходимы для индустрии авиаперевозок.
Однако, в Украине данная система находится на полулегальном положении. Минтранссвязи как бы поддерживает ее. Даже в «Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа», утвержденных приказом министерства №568 в 2003 г., прописаны процедуры работы с электронными билетами. Кроме того, существует ряд ведомственных нормативных актов, которые упорядочивали процедуры работы с такими билетами. Уже в этом году экс-министр транспорта Иосиф Винский даже внедрил новую систему продаж электронных билетов через Укрпочту. Вроде бы все нормально. Но на самом деле, сказав А, забыли сказать Б.
Проблема заключается в том, что авиабилет, как уже упоминалось, по украинскому законодательству является документом строгой отчетности. То есть для бухгалтерии любой компании он является подтверждающим документом во время отчета. Этот же бланк принимает и налоговая при проверках. В случае же с переходом на электронные билеты такой бланк просто отсутствует. Начиная с 2006 г. авиакомпании и их агенты выкручивались выписывая специальные ордера, однако летом этого года (обратите внимание - спустя три года) выяснилось, что налоговую такая форма отчетности не устраивает.
Оказывается, по версии налоговой, клиенту надо выдавать либо бланк билета, либо кассовый чек. В первом случае это попросту невозможно, ведь перейдя на новые технологии авиакомпании отказались от бланков, специальных принтеров на которых печатают билеты и других составляющих старой системы. В таком случае остается вариант с кассовым аппаратом. Но и тут агентства ожидает шаг назад, в виде необходимости покупки кассовых аппаратов и перестройки всей системы работы.
Так, в кассовый аппарат необходимо будет ввести все существующие тарифы и присвоить им определенную кодификацию. В любой авиакомпании насчитывается по нескольку тысяч тарифов и ввести их в кассовый аппарат дело недель, если не месяцев. Получается тупик - налоговая требует кассовые чеки, а выписать их попросту невозможно. Самое интересное, что по поводу этой проблемы авиакомпании уже неоднократно обращались в Минтранссвязи и Кабмин, но безрезультатно.
Ситуация обострилась летом этого года, когда налоговые на местах начали массовые проверки агентств по продаже авиабилетов и насчитывали серьезные штрафы и пени, предприятиям, у которых не было кассовых аппаратов. Суммы внушительные - за каждый факт нарушения, штраф в размере пятикратной суммы выручки от операции. По результатам этих разбирательств в судах сейчас рассматриваются десятки споров.
Но самое интересное заключается в реакции на сложившуюся ситуацию со стороны Минтранссвязи. Госавиаадминистрация предложила агентствам... покупать у специальной организации ГП «Украинский вычислительный центр гражданской авиации» бланки строгой отчетности по цене 2,4 грн. На первый взгляд разумный выход - цена не столь велика и данные бланки являются выходом в противостоянии с налоговой. Но, на самом деле, это фактически означает возврат к старой системе и необходимостью опять закупать принтеры, возвращать громоздкую систему отчетности.
Такое поведение транспортного ведомства вызвало возмущение компаний и они даже нашли лазейку в действующем законодательстве. Как оказалось согласно приказу Минфина от 1993 г., бланками строгой отчетности могут быть не только авиабилеты, достаточно ряда характерных признаков. Если следовать приказу, то изготовление бланков может обойтись гораздо дешевле 2,4 грн. - по расчетам Всеукраинской молодежной туристической ассоциации такой бланк обойдется в 10-20 копеек. Однако, в данном случае проблема не в этом. Проблема в отсутствии желания у чиновников решать проблемы отрасли, что в свою очередь может привести к более глобальным осложнениям. Ведь по сути, налоговая пытается заблокировать работу международной системы электронных билетов, а это уже совсем другой уровень. |