Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
08.09.2008 :: 13:22
Черноморское фиаско «КазМунайГаза»
Максим Коротанов

Вслед за состоявшимся в 2007 г. выходом из числа совладельцев украинского Херсонского НПЗ, казахстанская госкомпания «КазМунайГаз» на минувшей неделе заявила об очередной коррекции своей политики на черноморском рынке - о приостановке участия в проекте строительства нового Батумского НПЗ в Грузии и НПЗ Джейхан в Турции.

Официальной причиной приостановки проектов были названы сложности с отводом земель под строительство. По словам представителя «КазМунайГаза», часть земли, на которой планировалось строительство НПЗ Джейхан, принадлежит правительству
Турции, в то время как вторая часть принадлежит частным владельцам, которые, запросив высокую цену, повысили стоимость всего проекта.

Подобные проблемы возникли в Грузии: «По существующим нормам мы должны выдержать определенное расстояние от НПЗ до ближайшего населенного пункта и до моря. Из-за ограничения земли, окруженной горами, реализовать этот проект оказалось нереальным, и было принято решение о нецелесообразности строительства», - заявил представитель компании.

Мощность нового НПЗ в Джейхане должна была составить 15 млн. т, расчетная стоимость проекта строительства в 2008-2012 гг. составляла $5 млрд. Участниками проекта строительства являются «КазМунайГаз», государственные National Oil Corporation of India ENI, а также турецкая частная Calik Enerji. Нефть к месту строительства поставляется по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан мощностью 50 млн. т. Проект конкурировал с аналогичными планами строительства нового НПЗ в этом же районе, представленными австрийской OMV.

Не обошлось без вмешательства конкурентов и в случае со сворачиванием плана строительства Батумского НПЗ. Его мощность должна была составить 7 млн. т, стоимость проекта составляла $1 млрд. Основным партнером «КазМунайГаза» по разработке строительства являлась датская судоходная компания Greenoak, владеющая ныне работающим Батумским НПЗ. Первым шагом к реализации плана строительства стала покупка «КазМунайГазом» у Greenoak в 2006 г. крупного пакета акций грузинской экспедиторской компании Naftrans, владеющей ООО «Батумский морской нефтетерминал» и отвечающей за ж-д поставки нефти из Азербайджана.

Вторым шагом к проникновению на грузинский рынок «КазМунайГаза» стала покупка им в 2007 г. у той же Greenoak 80 гектаров прилегающих земель Батумского НПЗ за $27 млн. под проект строительства НПЗ. После этого шага партнеры планировали приступить к созданию СП для строительства, но дело застопорилось во многом из-за реализации компанией Greenoak параллельного проекта - плана строительства стоимостью $3,5 млрд. Батумского газохимического комплекса с заводами азотных удобрений и метанола. Строительство согласился профинансировать банковский консорциум во главе с французским BNP Paribas.

Сопротивление казахстанской экспансии со стороны австрийских и французских компаний можно считать вполне закономерной, но запоздалой реакцией европейского капитала на крупнейшую казахскую сделку за рубежом - покупку в 2006 г. за $2,5 млрд. 75% акций крупной румынской компании Rompetrol. После этого приобретения «КазМунайГаз» стал второй после российского «Лукойла» нефтекомпанией бывшего СССР, сумевшей приобрести крупные нефтяные активы на территории государств-членов ЕС.

Однако, по сравнению с «Лукойлом», позиции «КазМунайГаза» выглядели более слабыми. В отличие от свого российского коллеги, у казахов изначально были проблемы с обеспечением стабильной поставки нефти своим новым европейским активам. «Лукойл», например, может обеспечивать стабильную загрузку свого болгарского НПЗ в Бургасе благодаря своему влиянию на Одесскую нефтегавань и контролю над нефтегаванью российского порта Туапсе.

В то же время, за исключением полученного в 2006 г. контроля над нефтегаванью Батуми, у «КазМунайГаза» не было крупных транспортных активов в бассейне Черного моря. Не имели успеха все его попытки на протяжении 2003-2008 гг. добиться от властей Украины контроля над нефтетерминалами портов Южный и Феодосия. Неудачей закончилось и сотрудничество казахстанской компании с Херсонским НПЗ, который не дал «КазМунайГазу» использовать возможности экспорта в Румынию нефтяных полуфабрикатов этого завода, поскольку экспорт через нефтегавани Херсона и Севастополя до последнего времени оставался неподконтрольным для казахстанских компаний.

Все эти обстоятельства, по сути, ставили казахское предприятие в безвыходное положение поиска оптимальной логистики снабжения нефтью недавно приобретенной компании Rompetrol. Использование Батумского нефтетерминала, жестко привязанное к кооперации с Greenoak, было чуть ли не единственным выходом из непростой ситуации. Ныне, после отказа от кооперации с этой компанией, следует ожидать, что нехватку казахстанской нефти в Румынии попытается восполнить все тот же Херсонский НПЗ, новые владельцы которого заявили о намерении к концу 2008 г. запустить часть мощностей завода по производству темных нефтяных полуфабрикатов.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}