23.04.2010 :: 16:08
Бренд «Антонов» становится российским
Сергей Баталин
РФ не оставляет попыток получить контроль над украинским авиапромом. На этот раз необходимость объединения доказывается возможностью активизировать работу по кооперации в рамках трех проектов - Ан-148, Ан-70 и Ан-124.
Предложение РФ по «объединению» новизной не отличается. Россияне опять предлагают обменять пакеты акций между российской ОАК и украинским авиаконцерном «Антонов». Суть проекта в передаче российской стороне блокирующего пакета акций госконцерна «Антонов» в размере 50%+1 акция. В свою очередь украинская сторона получит определенный пакет акций российской ОАК. Размер пакета, правда, не разглашается. Якобы, для этого необходимо провести дополнительную оценку акций как российских, так и украинских предприятий, после чего будет определен пакет, который достанется Украине.
При этом российская сторона в случае обмена пакетами акций готова:
- финансировать расширение совместного производства и поставок в эксплуатацию самолета Ан-148 и его модификаций;
- финансировать производство Ан-124;
- финансировать производство Ан-140, в соответствии с программой открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» и Государственного авиастроительного концерна «Антонов».
По проекту Ан-70 также ожидается прогресс. Российская сторона в очередной раз обещает погасить долги перед украинской стороной и предоставить средства на завершение сертификации самолета и запуска его в серию.
Обе стороны, также предоставят места в управляющих структурах обоих предприятий друг другу. Пропорции и в этом случае пока не известны. Но россияне намекают на наличие не менее 50% мест в советах директоров украинской структуры для своих представителей. По крайней мере, судя из текста проекта соглашения, (которым располагает tbu.com.ua), следует, что руководителем наблюдательного совета госконцерна «Антонов» будет гражданин РФ, а руководитель исполнительного органа ГП «Антонов» гражданин Украины.
В рамках сотрудничества предполагается создать единые центры по:
- закупкам покупных комплектующих изделий и материалов производства для общей партии заказанных самолетов украинскому и российскому производителям;
- продаже самолетов;
- послепродажной поддержке самолетов.
В риторике переговоров появились и новые ультимативные нотки. Россияне «устали» ждать и настаивают на решении всех организационных вопросов до 1 августа 2010 г.. Спешку подтверждают и многочисленные заявления высокопоставленных чиновников двух стран, которые в последнее время активизировали встречи. 20 апреля президент Украины даже сорвал выкатку нового украино-российского самолета Ан-158, не приехав на торжественную церемонию. Причиной этого стала кулуарная информация, о якобы срочных переговорах с россиянами по поводу обмена газовых долгов Украины на пакеты акций украинских предприятий авиапрома. На следующий день эту информация опроверг вице-премьер Сергей Тигипко. Однако, с российской стороны многочисленные источники в правительстве наоборот упорно заявляли о возможности такой сделки.
Самым интересным в данном вопросе является сумма, которую готова выложить российская сторона за украинский авиапром. В ноябре на ялтинской встрече Путин-Тимошенко, по неофициальной информации, называли стоимость украинских активов в $3 млрд. Данную сумму эксперты считали прогрессом, ибо еще четыре года назад россияне оценивали активы украинской авипромышленности максимум в $850 млн. Тогда предлагалось, за долги Харьковского авиазавода перед российским «Альфа банком» создать объединенную структуру по продвижению региональных самолетов Ан-148, Ан-74 и Ан-140.
В нее предлагалось включить АНТК «Антонов», «крупного украинского инвестора», и НРК или авиационный комплекс им. Ильюшина, который частично контролируется НРК. В будущем Объединении Украина и РФ должны были получить приблизительно 60% акций. Распределение акций россиянам виделось таким образом: 31,4% российские частные структуры, 8,6% украинские частные структуры, все остальное приходилось бы на государственные структуры. Но самое интересное, что «живых» денег, вероятнее всего, россияне не заплатили бы - в ход пошла бы схема с обменом долгов на пакет акций.
Как бы то ни было, но «процесс пошел». В конце марта ОАК и ГП «Антонов» подписали соглашение о формировании совместной дирекции по кооперации в производстве и продажам самолетов. К маю предполагается сформировать дирекцию и согласовать условия ее работы. Как заявил президент антоновской фирмы Дмитрий Кива, данная дирекция создается специально для согласованной деятельности по продвижению самолетов на рынке, устранения ненужной конкуренции на рынке. «Вероятнее всего данная дирекция, заработает уже в начале лета, и будет способствовать существенному развитию кооперации между странами», - заявил Д.Кива.
Многое и в этой сфере зависит и от кадровых перестановок в отрасли. В последнее время в кулуарах Кабмина активно обсуждается вопрос о снятии с поста президента госконцерна «Антонов» Д.Кивы, и замена его на главу запорожского производителя двигателей «Мотор Сич» регионала Вячеслава Богуслаева. Последний, зачастил как в Кабмин, так и в администрацию президента. Он даже обещал В.Януковичу, что новый Ан-158 пролетит во время парада 9 мая над Крещатиком. По идее, такое обещание должен был давать президенту как раз Д.Кива, а не поставщик двигателей для этого самолета.
Впрочем, чиновники могут пойти и обходным путем - вывести из состава госконцерна один из основных активов, авиакомпанию «Авиалинии Анотонова», которая эксплуатирует для коммерческих перевозок семь Ан-124 и один Ан-225. Оборот авиакомпании оценивается в $150 млн. в год и в принципе является не профильным активом, но за счет доходов от нее КБ Антонова имеет возможность финансировать свои новые проекты.
Все эти подковерные «течения» вполне могут затормозить процесс консолидации с РФ и в то же время снизит инвестиционную привлекательность украинского авиапрома. Ведь скандалы во время переговоров всегда снижают стоимость продаваемых активов. |