Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Энергоресурсы
08.08.2008 :: 14:49
Бензин и дизтопливо: возврат к прошлому
Наталия Журбенко

Недавно Юлия Тимошенко заявила, что правительство не имеет достаточных рычагов влияния на ситуацию с ценами на ГСМ, поскольку «все НПЗ в Украине приватизированы». Эксперты же считают, что этот фактор не является решающим в ценообразовании.

По их прогнозам, в августе-сентябре розничные цены на бензин и дизтопливо в Украине стабилизируются. Уверенность аналитиков базируется на изучении динамики европейского рынка нефти и нефтепродуктов, который в июле впервые в этом году продемонстрировал значительное снижение.

Благая весть

Новости c
международных бирж заряжают потребителей оптимизмом. Цены сентябрьских фьючерсов за баррель нефти по итогам торгов 5 августа опустились на нью-йоркской бирже NYMEХ на американскую легкую нефть марки Light Sweet Crude Oil на $2,24 - до $119,17 за баррель, на нефтяную смесь марки Brent Crude Oil на лондонской бирже IСE на $2,98 - до $117,70 за баррель. Это самые низкие отметки за последние три месяца. Тенденцию к снижению на мировом рынке демонстрируют и цены на нефтепродукты: продажа А-95 опустилась ниже $1100 за т, а дизтопливом (ДТ) торгуют на уровне июньских цен - $1200 за т.

Рынок Украины на эти процессы реагирует с опозданием, хотя полностью дублирует мировую динамику: в конце июля цена ДТ составляла около 7714 грн. за т, А-95 продавался чуть выше 7500 грн. за т.

Исполнительный директор консалтинговой компании UPECO Сергей Куюн утверждает, что в среднем с 11 по 21 июля цены на нефть, высокооктановый бензин и дизтопливо снизились на 10%. «Такой длительный период спада цен, безусловно, повлияет на внутренний рынок Украины, который на 90% наполняется импортными нефтепродуктами и топливом, выработанными из импортного сырья. Эффект проявится в стабилизации цен на АЗС, а в случае дальнейшего снижения мировых цен, украинские потребители почувствуют облегчение ближе к середине августа», - отмечает он.

Фактические средние розничные цены в Украине на 5 августа, по данным НПЦ «Психея», на АЗС были такими: А-95 - 6,7 грн./л, А-92 - 6,5 грн./л, А-76 - 6,02 грн./л, ДТ - 7,09 грн./л, что соответствует данным за 18 июля. Специалисты НПЦ «Психея» поясняют это «состояние покоя» рядом объективных факторов: балансом спроса и предложения на рынке, снижением цен на импортные нефтепродукты, падением мелкого опта и наполнением резервуаров НПЗ. К тому же, подорожание нефтепродуктов летом - явление сезонное. Все вышеперечисленное и позволяет надеяться на ценовую стабильность в августе-сентябре - резких всплесков на рынке не ожидается.

Причины подорожания

За последние пять лет объем импорта нефтепродуктов в Украину вырос в 20 раз. В настоящее время его доля на отечественном рынке, по разным оценкам, составляет более 50%. С февраля этого года цены на нефть и нефтепродукты на европейском рынке резко поползли вверх - это одна из причин, почему с марта подорожание произошло и в Украине. Подтверждает это глава Минтопэнерго Юрий Продан: «повышение цен на топливо было обусловлено ростом цен на нефть на мировом рынке». Сравнивая показатели цен в Европе, министр отмечает, что стоимость бензина марки А-95 с марта этого года выросла почти на 40%, а в Украине поднялась чуть больше, чем на 27%. «Динамика отечественных цен повторяет динамику удорожания нефтепродуктов в Европе», - подытоживает Ю. Продан.

Конечно, можно было бы избежать резкого повышения цен на нефтепродукты, увеличив поставки сырья на украинские НПЗ и объемы переработки. Однако эксперты утверждают: «украинская нефтепереработка малоэффективна с экономической и технологической точек зрения. Кроме того, наши заводы производят не то, что нужно рынку. На Западе они четко ориентированы на связь с автопромом - нужен, к примеру, рынку бензин А-95 - они производят его больше, нужно низкосернистое дизтопливо - они его производят. В Украине ситуация другая. И поэтому рынок ориентирован на импорт», - считает С.Куюн.

Так или иначе, но, согласно последним расчетам экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов при Минтопэнерго, с 1 по 10 августа рекомендованная средняя цена на дизтопливо в Украине - 7,14 грн./л, А-95 - 6,85 грн./л, А-76 - 6,30 грн./л, А-92 - 6,65 грн./л.

Надежду, что нефтетрейдеры будут придерживаться рекомендованных цен, Кабмину дает Меморандум, который был подписан в апреле. Согласно документу, операторы рынка, вывешивая цены на топливо на стелах АЗС, должны придерживаться так называемого ценового коридора, который определяется трижды в месяц - подекадно. В его рамках АЗС собственно и рекомендуется реализовывать нефтепродукты. До сих пор участники рынка не нарушали договоренностей, несмотря на то, что коридор носит скорее декларативный характер, поскольку, по словам пресс-секретаря Минтопэнерго Фента Ди, никакой ответственности за его несоблюдение нет.

Шагаем в Европу

Согласно оценкам экспертов UPECO, розничные цены в Украине остаются одними из самых низких в Европе и странах СНГ, уступая только РФ и Беларуси. Лидерство по стоимости нефтепродуктов принадлежит Турции. При этом из 10 стран (РФ, Беларусь, Украина, Молдова, Грузия, Румыния, Литва, Болгария, Венгрия, Турция), в которых был проведен мониторинг розничных цен на нефтепродукты, в шести, включая Украину, уровень цен на дизтопливо был выше, чем на высокооктановый бензин А-95. Такое соотношение зафиксировано в Болгарии, Румынии, Литве, Венгрии и Молдове. Тогда как в других странах СНГ наблюдается обратная пропорция или равенство цен на эти ключевые позиции, как в Грузии. «Зависимая от импортных энергоносителей Украина полностью дублирует европейские ценовые соотношения, тогда как в других постсоветских странах потребители дизтоплива дотируются через систему низких налогов», - подчеркнул С.Куюн.

При этом, по словам замдиректора компании «Психея» Геннадия Рябцева, сейчас средняя маржа отечественных АЗС при продаже высокооктанового бензина составляет примерно 12%, а дизеля - всего 4%. Де-факто это означает, что на солярке заправщики получают втрое меньше прибыли, чем на бензине. Дизель уже исчерпал свой потенциал роста.

Трейдеры с мнением эксперта согласны: «наценка на ДТ на АЗС - на минимальном уровне, торговля идет практически «в ноль», - утверждают они. Для розницы дальнейшее подорожание - это катастрофа: высокие цены не выгодны розничным сетям, потому что они приводят к снижению объемов продаж. «В этой сфере всегда работают не на марже, а на объемах», - уверяет С.Куюн. Столичные АЗС уже жалуются на снижение объемов продаж на 5-10% - сети теряют реализацию и потому снижение цен неизбежно.

В то же время, эксперты признают, что высокая цена на ДТ носит международный характер, поскольку она вызвана большим спросом на этот нефтепродукт: львиная доля европейского автотранспорта выпускается с дизельными двигателями – в мире ими укомплектована большая часть существующего общественного и грузового транспорта. Больнее сейчас европейцам, которые в конце 90-х гг. нарастили выпуск авто с дизельными двигателями до 60%, поскольку ДТ было более дешевым и экономичным топливом.

В Германии уже отреагировали на резкое подорожание ДТ: по прогнозу специализированного еженедельника Automobilwoche, к 2020 г. доля новых дизельных легковых автомобилей здесь сократится до 30%.

В целом же, по прогнозам компании «Психея», в августе оптовые цены на низкооктановое топливо и дизель ожидает повышение еще на 3%, а на высокооктановое - некоторое снижение (А-95 - на 0,2%). «Согласно экспертному прогнозу, с учетом субъективных факторов стабилизации и снижения цен ожидать не приходится. Топливо может подорожать до 5%, а по некоторым маркам до 7%. Это связано с объективными причинами: политическая нестабильность, повышенные инфляционные ожидания, нестабильность поставок нефти практически на все НПЗ, и маркетинговая политика Кременчугского НПЗ, направленная на дальнейшее повышение цен. Влияют также и внешние факторы: нестабильность цен на нефть в мире - невозможно предугадать, что произойдет с нефтью в ближайшую неделю-другую сейчас она подешевела на 4%, точно так же может на следующей неделе подорожать», - отмечает Г. Рябцев.

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}