Поиск
Расширенный поиск

Главная О проекте Новости Статьи Дайджест Законы

Все статьи
Темы дня
Отраслевая политика
Грузопотоки
Рынки и компании
Машиностроение
Энергоресурсы
Происшествия
Морское пиратство



новости




законодательная база

Расп. КМУ №415-р от 29.04.2015 "О внесении изм. в приложение к расп. КМУ от 26 июня 2013 №466"



Расп. КМУ №358-р от 15.04. 2015 г. "Об изм. классификации пункта пропуска через госграницу для морского сообщения "Ильичевский рыбный порт"



Расп. КМУ от 08.04.2015 г. №315-р «О назначении Федорко И.П. замгенерального директора Госадминистрации жд транспорта Украины»

Подписка на рассылку  
Рынки и компании
24.12.2008 :: 15:19
Авиарынок РФ: игра в монополию
Сергей Баталин

Проект создания единого в РФ авиаперевозчика, похоже, вступает в завершающую стадию. В ближайшее время ожидается предоставление финансовой господержки на развитие объединенной авиакомпании.

Эксперты не исключают, что следующим этапом станет экспансия данной структуры на внешние рынки, а значит - изменятся условия работы украинских перевозчиков на рейсах в РФ. Еще один сценарий - выход нового перевозчика на украинский рынок путем покупки одной из украинских авиакомпаний.

Россияне спешат. Сразу несколько российских правительственных структур
объявили о необходимости ускорить процесс создания новой компании «Авиалинии России» - комитет Госдумы по транспорту, госкорпорация «Ростехнологии», Минтранс и ряд других. Результатом этой активности стало обращение в ВТБ, «Газпромбанк» и Сбербанк с предложением выдать кредиты участникам будущего объединения. Такой шаг должен помочь авиакомпаниям, которые входят в объединенную структуру, продержаться до получения основного объема финансирования, которое планируется выделить для основных операторов рынка с целью преодоления финансового кризиса. А это ни много ни мало 30 млрд. руб.

Как отмечают представители ГК «Ростехнологии» (основной инициатор объединения авиакомпаний), средства получат «Атлант-Союз» (контролируется правительством Москвы), члены альянса «Эйр Юнион», компании ГТК «Россия», «Кавминводы-авиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии», «Владивосток-авиа».

Интересно, что на упомянутые 30 млрд. руб. пытались претендовать и другие перевозчики. Так, компания из первой пятерки операторов российского рынка «Сибирь» заявила, что хочет получить 3,8 млрд. руб., однако ее представителям вежливо сообщили, что их предприятие «не является системообразущей компанией». Другими словами, им намекнули, что деньги уже поделили. Таким образом, российские власти продемонстрировали: хотите получить господдержку - вступайте в альянс. Именно по такой схеме «приглашали» перевозчиков из «Эйр Юнион».

В начале осени 2008 г. выяснилось, что из-за финансового кризиса и высоких цен на авиатопливо компания вынуждена отменять десятки рейсов. Аэропорты при этом отказывались обслуживать лайнеры этого альянса, мотивируя это большими долгами. Тогда-то правительство РФ и пришло на помощь «Эйр Юнион», предложив стать членом нового мега-перевозчика. Владельцы основных активов альянса на удивление легко согласились на вступление в новую структуру. Подробности сделки не разглашались, но, судя по тому, что основные активы группы постепенно стали перекочевывать в «Авиалинии России», бывшие владельцы получили определенные «откаты».

При этом, им даже позволили доработать полгода. Российское транспортное ведомство всячески способствовало выделению финансирования из госбюджета на помощь компании, рекомендовало бесплатно перевозить пассажиров «Эйр Юнион» на рейсах других авиакомпаний. Куда исчезли деньги, полученные от продаж авиабилетов, никто толком не объяснил. И что самое удивительное - никакого уголовного преследования бывших владельцев альянса... Вероятнее всего, имела место теневая договоренность с акционерами компании - им даже дали вывести часть активов предприятия.

Дальнейшее развитие событий косвенно подтвердило это. После «Эйр Юнион» наступил черед и других авиапредприятий. Уже в октябре «человек Лужкова» и совладелец аэропорта Внуково и авиакомпании «Атлант-союз» Виталий Ванцев (основной претендент на должность главы «Авиалиний России») объявил, что покупает крупный пакет low-cost авиакомпании «Скай Экспресс» (в январе-ноябре 2008 г. перевезла 969 тыс. чел., что на 63% больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.).

Далее наступил черед еще одной компании - венгерского перевозчика Malev. Эту структуру владельцы «Эйр Юнион» выкупили еще в 2006 г., после чего компания существенно увеличила объемы перевозок между Венгрией и РФ. Когда встал вопрос раздела имущества «Эйр Юнион», вспомнили и про венгерский актив. Вот тут-то и появились первые признаки подковерных игр.

Дело в том, что новый альянс переходит дорогу еще одному крупному российскому перевозчику - «Аэрофлоту». Компания уже давно присматривалась к возможности создания собственной авиационной империи. Определенные шаги к этому предпринимались. Предприятием были куплены «Архангельские авиалинии» и «Авиалинии Кубани», которые переименовали в «Аэрофлот-Норд» и «Аэрофлот-Дон».

Кроме этого, руководство авиакомпании неоднократно обращалось к правительству РФ с просьбой продать или передать в управление компании «Владивостокавиа», «Дальавиа» и «Сахалинские авиатрассы». Однако на эти активы также претендуют и «Авиалинии России». И, вероятнее всего, российские чиновники примут сторону последней.

Видя такой откровенный лоббизм, руководство «Аэрофлота» обратило свое внимание на запад. Представители компании пытались принимать участие в покупке пакета акций итальянской Alitalia, затем вели переговоры по поводу покупки «Чешских авиалиний» и национального перевозчика Югославии - компании JAT. Пока все эти переговоры закончились только расширением сотрудничества с югославским перевозчиком, однако, судя по отзывам экспертов, в случае с венгерской компанией «Аэрофлот» просто вынужден будет заплатить максимальную цену за Malev, чтобы не отдать инициативу «Ростехнологиям». Иначе мега-альянс «съест» некогда крупнейшего оператора рынка. Именно этим фактом эксперты объясняют и другую инициативу «Аэрофлота» по покупке 25%-го госпакета акций крупнейшего российского регионального перевозчика «Сибирь».

В этом процессе «Аэрофлот» вынужден искать союзников в рядах российских финансовых структур. Владелец 30%-го пакета акций «Аэрофлота» Национальная резервная корпорация (НРК) уже заявила о желании помочь компании в покупке активов на западе или внутри РФ. Более того, в НРК вспомнили и про старый проект объединения российских перевозчиков с украинскими компаниями.

Еще в 2004-2005 гг. НРК проводила консультации о возможности создания альянса или покупки пакета акций украинских авиаперевозчиков. Именно тогда руководство Минтранссвязи Украины вышло с инициативой объединения отечественных компаний МАУ и «Аэросвит». При этом госпакеты компаний, в 68% и 22% соответственно, могли выкупить россияне. Тогда этот вариант не прошел из-за сопротивления частных акционеров украинских перевозчиков. Сейчас же он имеет все шансы быть реализованным - россиянам нужны новые рынки сбыта. Ведь двум мега-компаниям будет просто тесно в пределах РФ, поэтому следует ожидать их экспансии на украинский рынок уже в начале следующего года…

Все статьи >>>
Загрузка...
Загрузка ...


Для добавления комментариев необходимо зарегистрироваться!
авторизация | регистрация
Разработка и сопровождение: baev.kiev.ua
Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции. Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Українськi Новини", в каком-либо виде строго запрещено.

{DOWN}