09.10.2008 :: 08:02
Аэропорт «Борисполь»: show must go on
Сергей Баталин
Вместо одного, долгожданного терминала D за деньги Японского банка международного сотрудничества (JBIC) руководство транспортного ведомства обещает построить в аэропорту «Борисполь» целых три объекта. Такая щедрость чиновников настораживает.
Речь идет об уже упомянутом «японском» терминале D, а также частном терминале компании «Аэросвит» и комплексе для обслуживания low-cost авиакомпаний. Интересно, что руководство отрасли несколько лет не могло определиться с согласованием проекта строительства хотя бы одного терминала, а тут такой прорыв - целых три одновременно.
26 сентября 2008 г. руководство аэропорта «Борисполь» наконец подписало контракт на строительство терминала D за счет средств JBIC в сумме около $167 млн. То есть можно говорить, что отсчет времени по возведению нового аэровокзального комплекса пошел.
Как уверяет министр транспорта и связи Иосиф Винский, генподрядчик (консорциум компаний во главе с турецкой Doğuş İnşaat) пообещал даже сократить сроки строительства с 29 до 26 месяцев. Таким образом, можно надеяться, что новый объект введут в эксплуатацию уже к концу 2010 г. Впрочем, некоторые эксперты считают, что разгрузить основной терминал В могут и ранее благодаря постепенному вводу в эксплуатацию отдельных комплексов в основном здании. Такой опыт у «Борисполя» уже имеется - при реконструкции того же терминала В именно так и делали.
Что касается собственно самого проекта, то, в принципе, он остался практически без изменений. Размеры терминала 122х643,8 м. Пропускная способность 1,5-2 тыс. человек в час. Пассажиропотоки разведут по классической схеме - на первом этаже залы вылета, на втором - прилета. На уровне второго этажа построят также автомобильную эстакаду для удобства пассажиров.
На третьем этаже сделают транзитную зону с залом ожидания. Предполагается, что после постройки первой очереди к терминалу пристроят еще один комплекс, приблизительно с такой же пропускной способностью, что позволит обслуживать порядка 3-4 тыс. человек в час. Вообще же разработчики утверждают, что одновременно в терминале смогут находиться до 14 тыс. чел. - это сами пассажиры, провожающие, сотрудники аэропорта и авиакомпаний.
Есть множество новинок и усовершенствований, однако проблема пока что, как ни странно, в том, с чего начали - в деньгах. Дело в том, что процесс получения кредита затянули на целых четыре года. Украинская сторона кивала на японскую, которая якобы слишком долго согласовывала документы. Японская, в свою очередь дипломатично намекала на не совсем адекватное поведение украинских чиновников, которые то хотят брать кредит, то заявляют, что терминал будет строить частная структура и за сумму в два раза меньшую. Затем из-за смены руководства ведомства документы «зависают» и это повторяется несколько раз.
Все это привело к тому, что стоимость строительства терминала повысилась с $220-230 млн. (из которых почти $170 млн. за счет японского кредита) до $377 млн. Это по официальной версии. Эксперты же называют сумму в $450-500 млн. Всему виной инфляция. Строительные материалы подорожали, металл также вырос в цене, изменились цены и на оборудование для терминала.
В этой ситуации интересно будет наблюдать, каким именно образом руководство транспортного ведомства будет выходить из ситуации. Свободных денег у аэропорта нет.
Достаточно посчитать: ранее аэропорт должен был найти на строительство терминала порядка $50-60 млн., сейчас уже $180-190 млн. Найти $10-20 млн. для аэропорта действительно не проблема, точно так же, как и получить кредит в одном из коммерческих банков на аналогичную сумму, но что касается более «серьезных денег», то тут как раз и начинаются вопросы.
И.Винский несколько раз заявлял о возможной передаче терминала в концессию или привлечении стратегического инвестора. Он-то и профинансирует недостающую часть. Правда, внятно ответить на вопрос, кто же именно будет вкладывать миллионы в украинские аэропорты, он не смог. Назывались абстрактные инвесторы из Европы, Азии и т.п.
О том, что у «Борисполя» в ближайшее время вряд ли найдутся свободные деньги, говорит хотя бы тот факт, что кроме строительства терминала D в аэропорту уже до конца этого года планируют начать строительство аэровокзала для low-cost авиакомпаний. Он должен принять на себя основной поток чартерных рейсов и бюджетных перевозчиков, что снимет напряжение в аэропорту. Обойдется он как минимум в 200 млн. грн. Однако кроме возведения самого терминала потребуется еще и строительство перронов, рулежных дорожек и других вспомогательных сооружений, что также обойдется недешево. Таким образом, без инвесторов не обойтись.
В этой связи интересна ситуация вокруг еще одного проекта - строительства терминала компании «Аэросвит». Еще в 2004 г. планировалось начать возведение отдельной галереи, которая бы находилась между терминалами А и В и выходила бы на привокзальную площадь там, где сейчас находится автостоянка. Предполагалось, что ее пропускная способность составит 2-2,5 тыс. пасс. в час, а ее стоимость составит около $80 млн.
Несколько позднее сумму скорректировали в сторону $100-120 млн., при этом предполагалось, что терминал заработает уже в 2006 г. Однако впоследствии вокруг проекта разразился скандал. «Аэросвит», как оказалось, купил земли под строительство по заниженным в десятки раз ценам. Начались суды, которые тянутся с переменным успехом уже почти четыре года.
Но основная проблема состоит в том, что строительство не ведется. Существующие же терминалы просто не справляются с наплывом пассажиров, а реконструкция с целью расширения терминала В - это только косметическое решение проблемы. Весной 2008 г. И.Винский заявил о том, что в споре с «Аэросвитом» наконец удалось достичь компромисса.
Была озвучена следующая схема: компанию «Аэросвит-терминал» (которая разрабатывала и согласовывала все разрешительные документы на терминал) выкупит государство приблизительно за $5 млн. (именно во столько министр оценил стоимость уже готовой и согласованной со всеми инстанциями проектной документации на сооружение), затем эту компанию выставят на аукцион, после чего ее купит стратегический инвестор.
Правда, в кулуарах транспортного ведомства сразу же появилась информация о том, что на самом деле вся эта активность затевалась исключительно под «Аэросвит». Якобы владельцам компании удалось договориться с министром о том, что им все-таки дадут построиться в аэропорту. На каких условиях - ни в авиакомпании, ни в министерстве не говорят.
Однако на церемонии подписания кредитного соглашения с японским банком гендиректор компании Арон Майберг ответил, что в ближайшее время проблема может решиться. Еще один аргумент в пользу положительного для «Аэросвита» сценария развития событий заключается в самой документации на терминал. Ни для кого не секрет, что при разработке проектной документации застройщик, как правило, ориентируется на технологические решения, которые должна реализовать определенная компания.
Таким образом, если аукцион по покупке «Аэросвит-терминала» выиграет кто-то посторонний, может выясниться, что проект надо менять под другого субподрядчика, т.к. те или иные решения, или условия строительства не устраивают победителя. Поэтому все разговоры про аукционы и их прозрачность, вероятнее всего, не более чем попытка придать видимость легитимности уже давно принятому решению. Как бы там ни было, но, по мнению пассажиров и туроператоров, - «пускай хоть как-то договорятся». Иначе уже в следующем году в «Борисполе» надо будет устанавливать стойки регистрации прямо на улице - в терминале просто невозможно будет работать. |